Долго обдумывал, писать ли эту статью. Пришел к выводу, что
стоит. Почему? Да потому что большинство статей на подобные темы написано либо
теоретиками, либо консультантами критикующими промахи других. Лично мне при
попытке разработки KPI ни одна из статей в интернете, да и книги с обучающих
московских курсов не помогли. Я сначала напишу немного теории, а потом расскажу
о своем опыте внедрения данной системы.
Немного теории и капелька критики
Последние лет пять, на многих сайтах по управлению персоналом всячески превозносится данная система, утверждается что она – практически панацея от всех болезней для неэффективной компании. А некоторые фирмы предлагают внедрить ее на предприятии чуть ли не за месяц.
Начнем с определения, что же это такое. Я не буду приводить
здесь тексты с других сайтов, попробую сформулировать свое понимание. KPI (Key Performance Indicators - ключевые
показатели эффективности) – система компонентного премировании (выплаты
бонусов), основанная на разбиении переменной части зарплаты на составные части,
зависящие от степени выполнения определенных целей, с жесткой привязкой суммы итоговых
выплат к достигнутым результатам целевых показателей. Завернул, да? Сам с
трудом понял, что написал, но думаю, если ограничится одним предложением – это верное
определение.
На мой взгляд, этот подход не сильно отличается от системы
премирования за достижение определенных целей в советский период. Разница лишь,
в том, что здесь нужно привязать стратегические цели компании к задачам
конкретного сотрудника. В общем виде схема разработки этого механизма выглядит
так:
В теории все просто великолепно и логично, в самом деле,
видя, за что он получает премию, человек начинает стараться выполнить
поставленные задачи и соответственно, если они нацелены на развитие компании и
повышение ее эффективности, он делает все для процветания своего работодателя.
Если его деятельность не эффективна, предприятие платит ему той же монетой, а
точнее - не платит премию вообще, либо
начисляет в меньшем размере.
Плюсы и минусы KPI
Плюсы:
·
Сотрудник чувствует свою ответственность за
достижение поставленных целей – отличное стимулирование к труду;
·
Работник видит, какой бонус он может получить и
за что, иными словами прозрачность системы оплаты.
Минусы:
·
Множество поставленных целей ведет к распылению
усилий работника;
·
Чрезмерное увеличение веса одного показателя,
ведет к перекосу затрат времени и сил на его достижение, в ущерб прочим целям;
·
Планы могут быть завышены в результате
некорректного планирования или перегибов со стороны руководства компании;
·
Помимо поощрений система предусматривает систему
наказаний, чрезмерно жесткий вариант последней, вынуждает сотрудника
изворачиваться, заниматься приписками.
О системе сбалансированных показателей здесь писать не буду,
оставим эту тему для топ-менеджеров ее применяющих. Скажем только, что она
служит основой для разработки KPI
и от качества общей стратегии зависит результативность и эффект конечных показателей.
Блин комом или как не
надо внедрять систему KPI
Избавлю читателей от дальнейших теоретических выкладок и
перейду к практике. Все как всегда – нужно разработать
ключевые показатели премирования для службы основного производства. Никто
понятия не имеет о стратегии, о критерии по которому будут оценивать начальника
службы. Разработку нужно было сделать только для рабочих, если получится -будем внедрять для всех. Это была первая ошибка - не было сведений об общей
стратегии, об общем показателе оценки службы. Срок выставили месяц или два (не
помню точно, но явно мало). Начались долгие дебаты между HR-службой и руководителями цехов.
Большинство из них заканчивались тем, что производственники махали рукой, вроде:
«да ну вас, делайте там чего–нибудь сами, нам некогда».
После долгих и продолжительных совещаний, пришли к трем показателям:
1.
Эффективность работы оборудования (фактическое
время работы/плановому времени), замечу это скорее функциональный показатель, а не
стратегический, думаю его выбрали только потому, что была отчетность, которую
производство делало ежемесячно;
2.
Показатели санитарного состояния на линиях (рассчитывалось
по системе баллов от эталона, технологическим отделом);
3.
Коэффициент брака – тут все просто брак / выпуск
продукции.
После вывели веса каждого в премиальной части и % выплат:
Эффективность работы оборудования
|
70% от общей суммы бонуса
|
Качество. Отсутствие брака
|
20% от общей суммы бонуса
|
Санитарное состояние (индекс санитарного состояния).
|
10% от общей суммы бонуса
|
Самое интересное получилось с первым показателем, во-первых
явный перекос в сторону максимальной загрузки оборудования. Во-вторых, эталонная
эффективность для каждой линии оказалась разная. Ну, если нет лучшего, работаем
с тем, что есть, сроки то жмут. Получили:
Плановая эффективность
|
% премии
|
плановая
эффективность 75%
|
100%
|
а)
эффективность 69 - 74%
|
90%
|
б)
эффективность 63 - 68%
|
50%
|
в)
эффективность до 63%
|
0%
|
Это только для одной линии, таких - больше десятка. Второй
показатель получился таким:
Плановая эффективность
|
% премии
|
Допустимое значение 0,2%
|
100%
|
а) брак 0,2%– 0,3%
|
90%
|
б) брак 0,3%– 0,4%
|
50%
|
в) брак свыше 0,4%
|
0
|
Ну и последний, но не по значению:
Плановая эффективность
|
% премии
|
Допустимое
значение 80-100%
|
100%
|
а) индекс
санитарного состояния 75%– 80%
|
90%
|
б) индекс
санитарного состояния 60%– 74%
|
50%
|
в) индекс
санитарного состояния до 60%
|
0
|
В процессе появилась еще одна сложность, операторы
переходили с линии на линию в течении месяца. Ну ….., нас и этим не испугать - решили вести отдельный табель учета работы на линиях. Вот он какой, схематично:
В результате получилась следующая формула для расчета:
∑ПР х % выплат по линии от
выполнения показателя х удельный вес показателя х смены на линии/общим сменам
за месяц
Где, ПР – Сумма премии базовая.
Заметьте, данная схема не предусматривала выплаты премии
более 100%, т.е. сотруднику нужно было трудиться на пределе возможностей,
просто чтобы получить 100% переменную часть. Мотивация в данном случае, на мой взгляд,
достаточно низкая.
Вот как выглядел примерно пробный расчет в эксель,
впоследствии переведенный в базу, но табель по линиям ежемесячно пришлось туда
заносить автору этого текста:
Результаты всего этого творчества озвучивать не буду, но
выскажу свое отношение – негативное, получилось не то, что надо. Возможно, нужно
было придумать другую мотивацию, в форме дополнительного премирования за один
четкий результат.
Итак, резюмирую допущенные ошибки:
·
Отсутствие четких стратегических целей;
·
Устранение топ-менеджеров от разработки и слабое
участие производственной службы;
·
Слабая увязка показателей с долгосрочными
планами компании, их замена функциональными критериями;
·
Урезанные сроки перехода на новую схему;
·
Отсутствие надлежащей системы автоматизации
учета и сбора данных;
·
Отсутствие мотивационной составляющей в форме
роста премии, пусть даже не выше 10% сверх 100%, при перевыполнении плана.
Вывод:
·
Применять данную схему нужно крайне осторожно;
·
К разработке методики расчета подходить очень тщательно;
·
Желательно
уже иметь автоматизированную систему учета;
·
Лучше максимально снизить демотивирующий фактор
лишения премии, в случае наличия объективных причин для невыполнения плана;
·
Крайне желательно участие менеджеров всех звеньев
в разработке;
·
Наличие стратегического плана – обязательное условие
для начала внедрения;
·
Нужна готовность персонала компании и наличие
необходимого минимума знаний для перехода на KPI;
·
Устанавливать реальные сроки перехода;
·
Если по результатам предварительного анализа
видите, что пока не готовы к применению,
подумайте об альтернативной схеме мотивации.
В следующей статье опишу реально работающую систему показателей для коммерческой службы. Если что-то упустил, поправьте меня, вдруг
у кого-то из читателей был положительный опыт применения подобных схем,
поделитесь!
Сергей, спасибо за полезную статью. В самом деле, KPI и поныне очень модный инструмент. Учитывая национальную специфику менеджмента, т.е. шараханье по крайностям, руководство жертвует функциональностью и адекватностью системы в угоду красивой фразе: «А у нас функционирует KPI».
ОтветитьУдалитьХочу поделиться опытом из своей практики. Около трех лет я руководил филиалом торговой компании. И… у нас функционировало KPI .
Могу сказать, что для стимулирования достижения амбициозных целей и «воздаяния по заслугам» торговому персоналу, KPI работал неплохо. Но не более того. Подчеркну, что планы задирались «выше некуда», но действовала прогрессивная шкала премирования, и 100% премии полагалось уже при 95% выполнения плана. Хотя и в обратную сторону тоже была прогрессия: при 60% от плана премирование исключалось полностью.
Не учтен был вот какой момент – иногда торговый физически не мог выполнить план по объективным причинам: например, в предыдущем отчетном периоде крупный клиент был затарен выделенными торговыми представителями под акцию, или производитель не смог своевременно отгрузить нужную продукцию на РЦ, а соответственно, оттуда и нам на филиал. На выходе мы имели негатив от работников несправедливой системой оплаты. Подобные инциденты не раз обсуждались и с руководством в ЦО и с подчиненными в приватных беседах. Вывод всегда был один: нельзя чтобы на выполнение целей KPI влияла работа других сотрудников. О планах продаж, раздутых до галактического масштаба, я не говорю. Это беда многих торговых подразделений. Причем эти цифры пишутся сознательно и, вроде бы, не совсем уж глупыми людьми (у нас любят работать «на авось» и «а ну как прокатит» даже коммерческие директора).
Положительный опыт функционирования KPI был в организации работы грузчиков. Учитывалось количество: наборок, ошибок в наборках, нарушений трудовой дисциплины. Хорошо зарекомендовала себя именно прогрессивная шкала, т.к. не давала работнику скатываться ниже определенного уровня (где был 0% премии) и стимулировала постоянно повышать качество своей работы (выше 100% плана размер премии рос в прогрессии). Самыми жесткими были требования к соблюдению трудовой дисциплины: не более 5 опозданий в месяц, за 1 прогул и 1 зафиксированную дружбу с «зеленым змием» – 0% премии (старались не размахивать ст. 81 ТК перед носом у работника слишком часто). Результат был налицо: существенно улучшилось качество наборок, трудовая дисциплина, удовлетворенность грузчиков и лояльность клиентов(!!!). Система позволила трудягам зарабатывать на 10-30% больше. С учетом размера их зарплаты, это были заметные для них деньги. Со временем, мы сократили штат этих складских работников с 6 до 5 человек, т.к. повысилась производительность и качество труда. ФОТ при этом практически не изменился из-за увеличенной премии, но экономический эффект был налицо – клиенты стали работать охотнее с нами, т.к. повысилась надежность (!) поставок и их качество.
Я привел два примера внедрения KPI. Надеюсь, их сравнение окажется полезным кому-то и удержит от скоропалительных экспериментов над живыми людьми…
Огромное спасибо. Ход с грузчиками действительно интересный, он как- раз таки показывает что система наказаний (депремирования за проступки, пардон, у нас лишать премии нельзя - можно выплачивать в меньшем размере) менее результативна, чем дополнительное стимулирование за отсутствие негативных факторов в трудовом процессе. Очень содержательный комментарий - еще раз спасибо, заходите еще что-нибудь почитать.
УдалитьПараллельно возник вопрос, а как учитывали количественно факторы для грузчиков?
УдалитьКоличество наборок учитывали по накладным. После завершения формирования заказа грузчик расписывался в соответствующей ТН. Если в ней была превышена норма по SKU и/или тоннажу, то наборку делало кратное норме количество грузчиков, которые после завершения работы ставили визы. Естественно, такую ТН считали за несколько (опять же кратно норме).
УдалитьКоличество ошибок учитывали по исправлениям в накладных после того, как машины возвращались от клиентов. Тут все достаточно прозрачно.
Но! Обратите внимание: подсчет количества наборок велся не для KPI, а для равномерной загрузки людей. Чтобы не было тунеядцев и любимчиков. Помогало.
Склад был обязан отгрузить все 100% плана отгрузки в день. В противном случае, кто-то из клиентов просто не получил бы свой заказ. Это недопустимо. Поэтому, при неполном выполнении дневного плана отгрузки (например, 95%), эффективность за день приравнивалась к 0%. Возможность получить премию оставалась, если в другие дни вкалывали без проколов. Но шансы на повышенную премию стремительно таяли. Драконовские методы? Да. Но подчеркну: все ежедневные планы отгрузки были реально достижимы, т.к. рассчитывались по графику отгрузок, т.е. не было перекосов по объему, и накладная формировалась уже с учетом имеющейся на складе продукции. Другими словами, работа грузчика зависела только от него самого, а не от логиста, обеспечивающего наличие ассортимента на складе (это уже совсем другая история) и не от торгового, который старался ударными темпами загрузить клиентов в последние дни месяца.
Прогрессивный рост премии достигался за счет уменьшения ошибок в наборках и отсутствия замечаний по трудовой дисциплине. К сожалению, формулу расчета привести не могу, т.к. достаточно давно не работаю в этой компании. Но эффективность такой системы была налицо.
Существенно увеличилось качество наборок и надежность отгрузки. Клиенты предпочитали работать с нами (при прочих равных). ФОТ со временем пришел в норму, т.к. с ростом эффективности, отсеялся тунеядец (из 6 грузчиков осталось 5), а его место так и оставили вакантным. Ребята вполне справлялись и были рады получать больше, чем обычно. Правда, кроме материального стимулирования, в благодарность за их работу (читайте «для удержания эффективных работников»), я немного пересмотрел их график в лучшую сторону…
Хотел бы еще добавить: подобная система учета жизнеспособна в небольших компаниях. На крупных предприятиях и логистических центрах лучше реализовывать ее программно (в WMS), тогда не будет ошибок в подсчете и отпадет необходимость в контроле над тунеядцами (программа сама распределит).
Удалить