Хотя данная тема касается экономиста по труду лишь в части разработки механизмов материального стимулирования, тем не менее иметь общее представление по данному вопросу, полезно каждому.
Результаты трудовой деятельности во многом зависят от отношения работника к труду, его мотивации.
Мотивация - комплексное воздействие на трудовое поведение человека с целью достижения
индивидуальных или общественных целей.
Условно ее делят на:
Результаты трудовой деятельности во многом зависят от отношения работника к труду, его мотивации.
Мотивация - комплексное воздействие на трудовое поведение человека с целью достижения
индивидуальных или общественных целей.
Условно ее делят на:
- Внутреннюю - она заключается в авторитете выбранного вида трудовой деятельности для окружающих, ее содержании, возможности реализовать индивидуальные таланты, внутренний потенциал. Также сюда входит соответствие работы жизненным приоритетам работника, его взглядам, ее полезность для общества.
- Внешнюю мотивацию или стимулирование - из нее выделяют экономическую и административную. Административная - приказ, инструкция, команда. Экономическая - заработная плата, доля в имуществе компании.
- объяснения;
- воспитание;
- личный пример;
- поощрительные выплаты;
- репрессивные меры и др.
- Мотивация по результатам - используется когда можно достоверно и точно оценить итоги работы сотрудника или трудового коллектива, на основе полученных результатов происходит вознаграждение. Характерно для США, предполагает четкое разделение труда и индивидуализм.
- Мотивация по статусу- вознаграждение определяется квалификацией, опытом, добросовестностью, сложностью выполняемой работы. Наиболее явно применяется в Японии.
Структура мотивов человека
Мотивы каждого формируются под влиянием генов, внешней среды, воспитания, условий выполнения трудовых функций. Их можно разделить на:
- эгоистические - направлены только на удовлетворение личных потребностей индивидуума;
- альтруистические - все деятельность направлена на заботу о близких, коллективе и достижение благосостояния общества в целом.
Хотя при анализе экономики, как правило предполагают, что первичны эгоистические мотивы, альтруистическая составляющая, также в той или иной мере присутствует в поведении человека. История показывает, что наиболее быстро развивающимся сообществам была присуща забота о стариках, больных и слабых, поскольку это способствовало приумножению опыта, сохранению традиций, внутренней устойчивости.
Эгоистические мотивы могут быть ориентированы на процесс или результат работы. Процесс подразумевает содержание деятельности, условия труда,возможностью реализовать свои амбиции и способности. Результат включает три аспекта: значимость работы, размер оплаты за труд и наличие времени для отдыха.
В целом структура мотивов существенно отличается в зависимости от уровня доходов, существующих традиций, возраста, экономической ситуации и других факторов. Однозначно можно утверждать, что высокий доход - основной мотив как в нашей стране так и на Западе. В России это обусловлено низким уровнем доходов населения и его растущими запросами. В конечном счете, определение мотивов каждого отдельного индивидуума и их согласование с целями компании - основная цель управления персоналом.
Теории мотивации
Теории мотивации на сегодняшний день делят на содержательные и процессуальные.
Содержательная теория основывается на исследовании потребностей человека. Наиболее известны труды на данную тему таких авторов как К. Альдерфер, Д.Маккаланд, Ф. Герцберг, А Маслоу. Последнему удалось разработать иерархию потребностей, в которой он выделял пять уровней:
Известна также двухфакторная модель Герцберга, согласно которой определенные факторы: условия труда, его оплата, отношения в с начальством и другие могут вызывать неудовлетворенность сотрудника. Но их удовлетворение выше определенного уровня не влияет на мотивацию. Таким образом, он не признавал влияние перечисленных моментов на мотивацию. А вот мотивирующими, по его мнению, являлись: продвижение по службе, общественное признание, интересность данного вида деятельности, ответственность за результаты.
Процессуальная теория представлены учениями Портера - Лаулера. Так называемая теория ожидания, выраженная следующей моделью:
Содержательная теория основывается на исследовании потребностей человека. Наиболее известны труды на данную тему таких авторов как К. Альдерфер, Д.Маккаланд, Ф. Герцберг, А Маслоу. Последнему удалось разработать иерархию потребностей, в которой он выделял пять уровней:
- Физиологические и сексуальные - инстинкт продолжения рода, нужда в пище, воздухе, движении, одежде, жилье, отдыхе.
- Экзистенциальные - безопасность, уверенность в будущем, стабильность, гарантия занятости, наличие социальных гарантий.
- Социальные - общение, внимание к себе, принадлежность к группе,совместном труде.
- Желание престижа - признание достижений, стремлении к статусу, престижности и оценке своей деятельности.
- Личностные и духовные потребности - творческое развитие, самоидентификация в мире.
Известна также двухфакторная модель Герцберга, согласно которой определенные факторы: условия труда, его оплата, отношения в с начальством и другие могут вызывать неудовлетворенность сотрудника. Но их удовлетворение выше определенного уровня не влияет на мотивацию. Таким образом, он не признавал влияние перечисленных моментов на мотивацию. А вот мотивирующими, по его мнению, являлись: продвижение по службе, общественное признание, интересность данного вида деятельности, ответственность за результаты.
Процессуальная теория представлены учениями Портера - Лаулера. Так называемая теория ожидания, выраженная следующей моделью:
(З→ Р) x (P→В) х Ц,
Где З - затраты, Р - результаты, В - вознаграждение, Ц - ценность вознаграждения.
Знаки в первых скобках показывают ожидания, что усилия дадут результат, во вторых - что вознаграждение за результат не будет ниже ожидаемого, третий множитель - предполагаемая ценность вознаграждения.
Одновременно с ней существует теория справедливости, согласно которой, очень важно чтобы усилия соотносились с вознаграждением. Теория Портера - Лаулера объединяет эти две концепции. В соответствии с их утверждениями результат зависит от природных склонностей индивида, его места в обществе, усилия обусловлены ценностью вознаграждения и возможностью его получения, удовлетворенность зависит от размера вознаграждения и его справедливости.
Очень интересной, является модель мотивации достижения и избегания Гречикова В.И., с позволения своих коллег из отдела обучения привожу здесь сводную таблицу данной модели:
А также таблицу возможных стимулов в зависимости от типа мотивации, также скопированная из интеренета:
Очень интересной, является модель мотивации достижения и избегания Гречикова В.И., с позволения своих коллег из отдела обучения привожу здесь сводную таблицу данной модели:
Типы мотивации
|
Предпочтительная форма и особенности оплаты
|
Инструментальная: сама работа не является очень
значимой ценностью, скорее рассматривается как источник заработка и других
благ, получаемых в качестве вознаграждения за труд. Но его интересуют не
любые деньги, а именно заработок; поэтому он будет работать с максимальной
отдачей на любой работе, если его труд будет справедливо и высоко (в его
понимании) оплачиваться
|
Сдельная, по достигнутым результатам (в первую очередь
индивидуальным) и с учетом качества выполненной работы
|
Профессиональная: работник этого типа высоко ценит в
работе ее содержание, считает важнейшим условием деятельности реализацию
своих профессиональных способностей, знаний и возможностей. Отличается
развитым профессиональным достоинством.
|
Повременная, основанная на точном учете различий в уровне
квалификации работников или в особенностях выполняемой работы (должности)
|
Патриотическая: основана на высоких моральных принципах
работника, на его убеждении в своей нужности для организации. Такой работник
способен «загореться» перспективной стратегией, выдвинутой руководством, и
будет работать с полной отдачей, способствуя воплощению этой стратегии. Более
всего ценит результативность общего дела, в котором участвует, и общественное
признание своего участия.
|
Основанная на учете трудового вклада работника в общие результаты
работы подразделения и предприятия в целом
|
Хозяйская: выражается в добровольном принятии
работником на себя полной ответственности за выполняемую работу. Работник с
таким типом мотивации будет выполнять свою работу с максимальной отдачей, не
настаивая на ее особой интересности или высокой оплате, не требуя ни
дополнительных указаний, ни постоянного контроля. «Хозяйская» мотивация
основана на достижении и приумножении собственности, богатства, материальных
благ. Для такого работника почти не нужна внешняя мотивация. Для него
достаточно этой внутренней идеи постоянного увеличения материальных благ. Но
Хозяином очень трудно управлять - он не только не нуждается в приказаниях или
наказаниях, но и не терпит их.
|
Сдельная или повременная оплата по результатам индивидуальным или
бригады постоянного состава
|
Люмпенизированный работник: обладает очень слабой
мотивацией к эффективной работе. У него низкая квалификация и он не стремится
ее повышать; он безответственен и старается избежать любой работы, связанной
с личной ответственностью; он сам не проявляет никакой активности и негативно
относится к активности других. Его основное стремление - минимизировать свои
трудовые усилия на уровне, допустимом со стороны непосредственного
руководителя. Такие работники не любят ответственности, индивидуальных форм
труда и распределения. Но, ему можно поручить работу, на которую не
согласятся работники других типов мотивации; он выступает за уравнительность
и согласен на достаточно низкий заработок, лишь бы никто другой не получал
существенно больше (иначе будет мучиться завистью); он чрезвычайно зависим от
руководителя и принимает эту зависимость как должное.
|
Повременная с зависимостью зарплаты от затрат труда, но лучше от
общих результатов работы подразделения (если оно из числа лучших на
предприятии) или всего предприятия (если подразделение из числа аутсайдеров)
|
А также таблицу возможных стимулов в зависимости от типа мотивации, также скопированная из интеренета:
Формы стимулирования
|
Типы мотивации
|
||||
Инструментальная
|
Профессиональная
|
Патриотическая
|
Хозяйская
|
Люмпенизированная
|
|
Негативные (выражение неудовольствия, применение наказания,
угрозы потери работы)
|
Нейтральные
|
Запрещены
|
Применимы
|
Запрещены
|
Базовые
|
Денежные (зарплата, премии, доплаты)
|
Базовые
|
Применимы
|
Нейтральные
|
Применимы
|
Нейтральные
|
Натуральные (покупка или аренда жилья, предоставление
автомобиля и пр.)
|
Применимы
|
Нейтральные
|
Применимы
|
Нейтральные
|
Базовые
|
Моральные (моральное поощрение, выражение признательности,
выражение значимости работника)
|
Запрещены
|
Применимы
|
Базовые
|
Нейтральные
|
Нейтральные
|
Патернализм (создание чувства общности с предприятием, как со
своей семьей: возможность общения с руководством, в том числе и в
непринужденной обстановке, пожизненный найм и т.д.)
|
Запрещены
|
Запрещены
|
Применим
|
Запрещены
|
Базовые
|
Организационные (содержание, условия и организация работы)
|
Нейтральные
|
Базовые
|
Нейтральные
|
Применимы
|
Запрещены
|
Участие в управлении (привлечение к совладению предприятием,
участие в управлении службой, отделом или предприятием)
|
Нейтральные
|
Применимы
|
Применимы
|
Базовые
|
Запрещены
|
Стили управления и мотивация
Современное учение об управлении мотивацией выделяет две теории теория Х и теория Y:
Теория Х:
- Человек не любит трудится;
- Его нужно постоянно контролировать, принуждать ,угрожать ему наказанием.
- Среднестатистичекий индивидуум не любит ответственности и не проявляет инициативы, он любит, когда им руководят.
- Человек любит работать, спокойно относится к самостоятельности и ответственности.
- Контроль должен быть минимально.
- Приказы и команды лучше не использовать.
В противовес распространенной теории, японская модель управления напротив, базируется на уважении к личности и стремлении развития ее творческого потенциала, партнерские отношения в коллективе
Данная тема более близка HR-менеджерам, но мое мнение, что минимум подобных знаний необходим любому специалисту в области труда и заработной платы. Спасибо прочитавшим за внимание.
Источники:
Герчиков В.И. Мотивация, стимулирование и оплата труда персонала: Учеб. пособие – М.: ГУ ВШЭ, 2003.
- 280 с.
Генкин Б.М. - Экономика и социология труда,Учебник для вузов - М.:Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М,1999
В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокин, Экономика и социология труда, М.:Юнити,1999.
Персональный сайт Вячеслава Лева: http://www.leaninfo.ru/2012/01/19/motivation-and-stimulation/, кроме того часть методики Гречикова В.И. неплохо изложена здесь http://growth-ok.com/index.php/articles/107-intangible-incentives
Комментариев нет:
Отправить комментарий