Практические аспекты разработки норм на предприятии


Normirovanie
До настоящего момента, в разделе по нормированию, больше приводился теоретический материал, и только небольшая часть постов касалась практической стороны вопроса. Сейчас попробую дополнить свои разнородные опусы некоторыми соображениями на эту тему.

Прежде чем начинать исследование конкретного процесса труда нужно постараться устранить все факторы, которые тем или иным образом могут исказить картину. Приведу возможный список таковых:
·         Несоблюдение установленной технологии, иными словами должна быть четко определена последовательность операций и порядок их выполнения. Лучше всего если это будет закреплено в инструкции.
·         Отсутствие регулярной обеспеченности необходимым инвентарем, по-другому, работник не должен тратить время на поиск нужных инструментов и на заказ внезапно закончившихся материалов.
·         Необеспеченность сотрудника необходимыми объемами работа ввиду ошибок при планировании производства.
В очередной раз повторюсь, нормировать стоит операции с большим процентом ручного труда, состоящего из регулярно повторяющихся операций.

Обследование рабочего места и процесса труда

Перед началом нормирования нужно всесторонне обследовать участок работ, изучить содержание процесса. Для этих целей нужно в произвольной форме составить Лист наблюдений с приложениями. Как примерно может выглядеть подобный документ? Основные разделы, которые он обязательно должен содержать:
·         Организация трудового процесса, сюда входит наименование должности, основные обязанности, права, нормативно-методическая база.
·         Режим работы – начало работы, окончание работы, перерыв. В случае наличия каких-то нестандартных отклонений следует описать и их. Время на перемещения к месту работы и расстояние до рабочего места.
·         Описание рабочего процесса – подробное изложение всех этапов выполнения.
·         Перечень применяемого оборудования и инвентаря, здесь, думаю все понятно.
·         Описание условий работы и рабочего места- указываются факторы, которые могут оказать влияние на норму.
·         Результаты замеров , для этого подойдут вкладные листы в формате хронометража и фотографии рабочего времени.
Примерная структура сводного результата замеров:
Дата, Время начала, Время окончания, Общее время замера.
I Подготовительно-заключительное время                        

    - личная подготовка исполнителя                                  

    - подготовка оборудования, инвентаря

    - подготовка рабочего места                                      

    - время переезда до места и обратно

 II Основное время работы

    - Основные операции, связанные с исполнением трудовых обязанностей                

 III Вспомогательное время

 IV Оперативное время (основное + вспомогательное)

  V Время организационно-технического обслуживания

 VI Время организационно-технологических перерывов

 VII Время перерывов на отдых и личные надобности

  -  Время отдыха

   - Время личных надобностей

    -Нормируемое время при фактическом балансе                         

VIII Время простоев

    - время простоев по техническим причинам                         

    - время простоев по организационным причинам                     

    - время простоев по вине исполнителя                             

    - прочие простои

    Время случайной работы

 IX Ненормируемые затраты времени

  X Время смены

 XI Перерыв на обед

 XII Общая продолжительность времени смены                             


·         Общий объем работ, выполненный по результатам обследования.
Примерный форма т документа может быть таким:


Организация
АО "Большие пупки"
Подразделение
Склад готовой продукции
Участок
Склад № 6
Карточка наблюдения
Номер
Дата


1.
Организация трудового процесса
1.1
Должность :
Грузчик





1.2
Обязанности работника:
Погрузка готовой продукции с применением вспомогательных механизмов на автомобильный и железнодорожный транспорт. Обеспечение сохранности продукта на всех этапах обработки груза.







1.3
Права работника:
Требовать обеспечение безопасных условий труда. Иметь беспрепятственный доступ к необходимому оборудованию и инвентарю.



1.4
Необходимые навыки:
Умение работать с электромеханическими тележками, 
Знание техники безопасности при проведении погрузочно- 
разгрузочных работ. Умение работать с оборудованием склада.






1.5
Нормативные материалы:
Должностная инструкция, инструкция по технике безопасности на рабочем месте, инструкция по применению складской техники.



2.
Режим работы
2.1
Начало рабочего дня:
8:00
2.2
Окончание рабочего дня:
17:00
2.3
Время перерыва:
с 12:00 - 13:00
2.3
Расстояние от раздевалки до рабочего места, метров
50
2.4
Необходимость  регулярных перемещений
да
Лист2.
3. Описание рабочего процесса:
Работа выполняется бригадой состоящей из 4 человек совместно с водителем погрузчика, при необходимости отгрузки небольшой партии без него. Процесс происходит при непосредственном участии кладовщика. По распоряжению кладовщика сотрудник следует к месту хранения продукции нужного наименования. На месте происходит перемещение вручную груза упакованного в ящики весом до 15 кг на поддон. Поддон устанавливается на вилочный погрузчик или на электрическую тележку. После этого товар перемещается к месту погрузки и пересчитывается кладовщиком. После чего укладывается в транспортное средство. Здесь ручной труд необходим только для укладки штучной наборки. Среднее расстояние, на которое перемещается груз , не превышает 150 метров. Высота подъем груза вручную от пола не более 1 метра. При необходимости проводится обмотка поддонов специальной пленкой
4. Перечень применяемого оборудования и инвентаря:
Электрическая тележка XILIN CBD10A-II
1 ед.
Удовлетворительное техническое состояние
Нож канцелярский

1 шт
Удовлетворительное техническое состояние
Пленка для поддонов

1 р





Расчет нормативов

Переходим непосредственно к расчетам. Формы для хронометража и фотографии рабочего времени я приводил в смежных постах, поэтому с их заполненем сложностей возникнуть не должно. Если перечень работ однородный, допустим погрузка ящиков схожего веса и одинакового объема. Можно провести фотографию рабочего времени, определить итоги по времени. После чего определить общий объем выполненной работы за день. Допустим 20 тонн в сутки. Из фотографии рабочего времени стало ясно, что на оперативное время приходится 6,3 часа рабочего  времени. После этого остается сделать простой расчет:
Объем работ / Оперативное время = 20 /6,3=  3,174 тонны в час – это будет фактическая выработка. Собрав ее по нескольким сотрудниками выведя среднюю величину, получим базовую норму. Пусть у нас она останется равна 3,174 т/час
Его нужно скорректировать на соответствующий коэффициент использования времени, если нам нужно скорректировать часовую норму, коэффициент получим по формуле.

Время смены - (подготовительно заключительное время + время личн. надобн. + технологические перерывы) / 60 мин. + (среднее время отдыха в час + время обсл. оборудования)

Предположим у нас получилось:
Подготовительно заключительное время – 15 минут;
Время для личных надобностей – 25 минут;
Технологический перерыв 12 минут за смену.
Отдых и обслуживание в среднем на час оперативного времени – 2, 26 минуты.
Тогда коэффициент на смену получим:

480 - (15+25+12) / 60+2,26 = 6,87,

 тогда в смену норма составит 6,87 х 3,174 = 21,80 тонны

В час: 21,8/ 8 = 2,725 тонны.

Можно рассчитать коэффициент сразу на час и скорректировать часовую норму:
=60 – (15+25+12)/8/(60+2,26)=0,859,

 тогда часовая норма равна 3,174 х 0,859=2,726 тонны в час.

Вот мы и получили нашу норму. В случае, если видов работ много, нужно провести хронометраж ( не фотографию) по каждому виду работ. Определяем выработку в час по каждому виду работ.  Затем делаем фотографию рабочего времени, определяем наш коэффициент использования времени и корректируем на него полученные нормы. Вот и все надеюсь пост получился понятным, успехов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий