Нормировнаие труда водителей грузового транспорта


Основные методики расчета норм едины для всех отраслей современного хозяйства. В то же время многообразие факторов влияющих на результат и скорость выполнения конкретной работы обуславливает некоторые особенности, характерные для того или иного вида деятельности.

Общие методические подходы к процессу нормирования труда водителей

Классификация способов расчета нормативных показателей приводится во многих методических рекомендация, учебной литературе. Для автотранспортной деятельности применяются следующие методики:

·         Аналитические:

§  Аналитически - исследовательский – предполагает глубокое изучение всех трудовых процессов, проведение замеров времени и расчетов на их основе;

§  Аналитически - расчетный -  создание норма на основе отраслевых типовых сборников, без проведения длительного исследования. Сюда же можно отнести и методики с применением микроэлементных нормативов, однако их применения для автотранспортных предприятий представляется затруднительным.

·         Суммарные:

o   Опытный – на основе предыдущего опыта нормировщика, сюда же можно отнести метод экспертных оценок;

o   Статистический – основан на использовании данных по выработке за предыдущие периоды;

o   Метод сравнений – для его применения берутся уже имеющиеся нормы на похожие работы, на их основе при помощи корректировок разрабатываются новые нормативы.

Как известно, предпочтение отдается аналитическим методикам, однако в условиях нехватки времени или в связи с необходимостью проведения уникальных, разовых работ, допускается применение суммарных способов расчета. Последние обладают меньшей степенью точности, но их применение в переходный период, на временной основе вполне оправданно.

Основные этапы проектирования норм также едины для большинства отраслей:

1.       Подготовка исходных данных, всесторонний анализ условий труда, особенностей организации конкретного рабочего места;

2.       Проведение исследования рабочего времени методом фотографии, а при необходимости более точного замера отдельных операций – хронометража;

3.       Проектирование рациональных способов осуществления трудового процесса;

4.       Расчет нормативов на основе полученных данных;

5.       Сопоставление полученных нормативов с фактическим положением дел, внесение последующих корректировок в случае необходимости.

Подготовка исходных данных будет сводиться к изучению должностных инструкций, путевых листов за предыдущие периоды, статистических данных о пробеге и массе перевезенного груза. Однако структура рабочего времени водителей в силу специфики имеет ряд особенностей.

Структура рабочего времени водителей и порядок его изучения

Рабочее время водителей можно разделить в соответствии со стандартной классификацией.  Его делят на нормируемое и ненормируемое ( большинство необоснованных потерь). Нормируемое время включает в себя производительное (оперативное время) и непроизводительное. К последнему относится подготовительно-заключительное, время обслуживания рабочего места, перерывы на отдых и личные нужды.  Рассмотрим подробнее, что можно отнести к подготовительно-заключительному времени водителей:

·         Получение сопроводительных документов;

·         Осмотр транспортного средства;

·         Сдачу автомобиля по возвращении;

·         Заправка автомобиля;

·         Предрейсовый и послерейсовый обязательный медицинский осмотр.

Отличительной чертой данной категории является то, что она не зависит от объема выполненной работы и имеет место один или два раза в день, как правило, в начале и в конце смены. Оперативное время включает:

·         Основное время, включающее период движения автомобиля, а также погрузочно-разгрузочные работы;

·         Вспомогательное – маневрирование перед началом погрузки или разгрузки, время на открытие бортов или капота автомобиля;

·         Время обслуживания – уборка салона, наладка узлов автомобиля

Рекомендуется во время работы совмещать периоды отдыха с технологическими перерывами, например периодами погрузки или разгрузки.


Основные методы исследования рабочего времени водителей – фотографии и хронометраж, на их основе вычисляются базовые количественные соотношения сменного фонда времени. Выделяется удельный вес каждого вида трудовых операций сотрудника. Помимо этого вычисляется коэффициент оперативного времени:

Оперативное время /  Общее время наблюдений

Коэффициент потерь рабочего времени:

(Нормативный перерыв – Фактическое время перерывов + потери времени по вине работника) / Общее время наблюдения

Также определяются удельные веса подготовительно-заключительного и времени обслуживания, посредством деления их продолжительности на общее время проведения замера.

Порядок расчета нормативных показателей водителей грузового транспорта

Объектом труда водителей является перевозка пассажиров и грузов, а также выполнение сопутствующих операций (погрузка, разгрузка, оформление сопроводительной документации). На трудовой процесс оказывает влияние множества факторов, большинство из которых имеют случайный характер. Трудовая деятельность достаточно монотонна, связана с работой других служб, периодически требует от водителя принятия самостоятельных решений в постоянно меняющейся обстановке.  Основные факторы, влияющие на производительность работы подвижного состава принято делить на внешние и внутренние. Внешние связаны с изменением окружающей среды и особенностями используемого автомобиля, внутренние включают в себя качества присущие конкретному работнику. Подробный перечень всех факторов приведен ниже в виде схемы.



Для нормирования работы водителей, в силу имеющихся особенностей их деятельности рекомендуется применять укрупненные нормативы. Основными показателями, применяемыми в качестве объектов нормирования водителей, выступают:

  1. Объем перевезенного за смену груза;
  2. Количество транспортной работы в тоннах или тонно-километрах;
  3. Число ездок за смену,  в том числе с грузом и без груза.



Техническая норма времени во многом зависит от  соотношения времени технологических перерывов к продолжительности отдыха и времени обслуживания рабочего места. При этом, если время технологических перерывов (погрузка-разгрузка без участия водителя) больше или равно времени на отдых и личные нужды в состав нормы включаются:

  • Подготовительно-заключительное время;
  • Время обслуживания;
  • Время технологического перерыва;
  • Время основной работы.

В случае, когда время перерывов на отдых и личные нужды превышает продолжительность технологических перерывов, в нее включают и время отдыха, которое выходит за их пределы. Общая норма времени водителя грузовика включает:

То = Тпз + Тп + Тр, где

Тпз – подготовительно – заключительное время;

Тп  - норма на пробег;

Тр – норма на простой под погрузкой или разгрузкой.

При необходимости сюда добавляется время на регламентированный отдых и личные нужды сверх времени предусмотренных простоев.



Нормы на простой определяют предельное время, которое транспортное средство может находиться под погрузкой-разгрузкой. Они зависят от уровня механизации в пункте доставки, типа, габаритов, массы груза. Помимо затрат времени на погрузку и разгрузку данные нормативы включают продолжительность маневрирования, время на открытие, закрытие бортов, очистку кузова, оформление транспортной документации. Дополнительно, при необходимости может быть добавлена норма на взвешивание груза и его пересчет.  Для нормирования можно применять хронометражные замеры, в случае, если компания считает целесообразным иметь собственную расчетную базу. Если такой возможности нет, можно воспользоваться постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС  от 13.03.1987 №153/6-142. Хотя оно отчасти устарело его можно использовать как базу для расчетов. В Республике Беларусь до недавнего времени действовало  постановление Министерства транспорта и коммуникаций  Республики Беларусь от  01.11.2002 г. №35. Во многом, приведенные в нем цифры идентичны нормативам постановления №153/6-142. В зависимости от класса грузов оно устанавливало нормы на тонну, контейнер или цистерну.  Для расчета времени простоя необходимо было указанный в таблицах постановления норматив, подходящий под перевозимый класс груза умножить на грузоподъемность транспортного средства. В качестве иллюстрации приведем выдержку из указанного постановления.

Приложение 4                

к нормам времени на перевозку                        

грузов автомобильным транспортом               

в Республике Беларусь                             

                              

Нормы времени простоя бортовых автомобилей при погрузке и

разгрузке кранами, погрузчиками и другими аналогичными механизмами

грузов упакованных и без упаковки, не требующих специальных

устройств для их крепления



Грузоподъемность автомобиля, т
Масса груза при одновременном подъеме механизмом, т
До 1,0
Свыше 1,0 до 3,0
Свыше 3,0 до 5,0
Свыше 5,0
Свыше 1,5 до 3,0
8,5
5,47
-
-
Свыше 3,0 до 5,0
7,4
4,7
3
-
Свыше 5,0 до 7,0
6,5
3,95
2,5
2,1
Свыше 7,0 до 10,0
6,2
3,7
2,38
2
Свыше 10,0 до 15,0 
-
3,41
2,23
1,85
Свыше 15,0 до 20,0 
-
3
1,9
1,7
Свыше 20,0 
-
2,77
1,75
1,55





Для определения нормы на пробег можно также пойти двумя путями: применять  нормативы установленные приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 19 июля 2012 г. N 391-Ц, либо проводить самостоятельные исследования. Самым сложным при этом является определение технической скорости движения, которая и будет оказывать прямое влияние на норматив. Она в свою очередь существенно зависит от типа дорожного покрытия, грузоподъёмности /вместимости автомобиля. Дороги помимо учета признака качества покрытия, принято также делить на городские и не городские. Один из вариантов разбивки типа дорог по качеству покрытия существовал еще во времена СССР:

1.       Усовершенствованные (асфальтобетонные, бетонные, брусчатые);

2.       С твердым покрытием, а также грунтовые улучшенные;

3.       Грунтовые.

Естественно, что чем хуже тип покрытия, тем медленнее движется автомобиль, как грузом, так и без. Приведем пример расчета.

В результате проведения фотографии рабочего времени на маршрутах движения, с умеренной степенью напряжения водителя, соблюдением всех требований техники безопасности и правил дорожного движения, по твёрдому покрытию автомобиль проехал 125 км за 2,4 часа. Сюда включается только основное время, не считая подготовительно заключительного времени и времени на простой под погрузку/ разгрузку и остановки.  Тогда средняя скорость движения по дорогам с покрытием данного типа составит 125 км / 2,4 часа = 52,08 км/ч. Норматив времени на один километр пробега установлен по формуле:

1 / тех. скорость в час = 1 / 52,08 = 0,0192 часа на 1 км. Пробега

Можно не тратить время сотрудников компании на проведение исследований и замеров и воспользоваться готовыми нормами установленными приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 19 июля 2012 г. N 391-Ц. Приведем ниже выдержку из указанного документа



        Классификация автомобильных дорог               
  Расчетные скорости
 движения (км/час) <*>
Класс дороги





Категория
дороги




Функциональное
назначение дороги




Область
применения




Грузовых
автомобилей
с  
технически
допустимой
общей
массой не
более
3,5 тонн   
Грузовых
автомобилей
с прицепом,
с  
технически
допустимой
общей
массой
более
3,5 тонн   
Автомагистрали






   I-а






Для передвижения
интенсивных  
транспортных потоков
на большие расстояния
без обслуживания
прилегающих  
территорий    

Участки
основных
республиканских
дорог  
протяженностью
не менее 150 км
с долей
транзита в
транспортном
потоке более
50%            
110






90 






Скоростные
автомобильные
дороги







   I-б









Для локального
передвижения 
интенсивных  
транспортных потоков
с высокой скоростью





Республиканские
автомобильные
дороги на
подходах к
крупнейшим
городам на
расстоянии 40 -
50 км, подъезды
к аэропортам
1 класса,
кольцевые
дороги вокруг
крупнейших
городов        
90 









70 









Обычные
автомобильные
дороги





   I-в   
Дороги общего
назначения   






Республиканские
автомобильные
дороги (кроме
автомагистралей
и скоростных
дорог), а также
местные
автомобильные
дороги (кроме
автомобильных
дорог низших
категорий)     
90 
90 
90 
80 
60 



70 
70 
70 
60 
40 



   II    
   III   
   IV    
    V
Автомобильные
дороги низших
категорий

  VI-а   
Для транспортных
связей малых сельских
поселений и объектов
сельскохозяйственного
производства между
собой и с дорогами
более высоких
категорий            
Местные дороги
с      
незначительной
интенсивностью
движения

40 
30 


40 
30 




При проведении разовых ездок по маршрутам с различными типами дорог, норма устанавливается для преобладающего типа на нем типа. Если поездки регулярные, рассчитывается средневзвешенная арифметическая из нормативов в зависимости от типа покрытия. Порядок расчета среднеарифметической описан приказом N 391-Ц «Об утверждении рекомендаций по установлению норм времени на единицу транспортной работы, норм затрат на техническое обслуживание и ремонт автомобильных транспортных средств».

По общему правилу, помимо вышеназванных показателей рассчитываются нормы на единицу транспортной работы. Чаще всего это тонно-километры. Указанный нормативный показатель должен включать в себя время движения, время предусмотренных остановок в пути, а также время на отдых и личные надобности водителя. Для расчета нормы на единицу транспортной работы в минутах применяется следующая формула:



Тткм = 60 / Cн × К_пб ×Гп

, где

60 – переводной коэффициент одного часа в минуты;

Сн – нормативная скорость движения по указанному типу дорожного покрытия (техническая скорость);

Кпб – коэффициент использования пробега, чаще всего применяется в размере 0,5;

Гп – грузоподъемность транспортного средства.



Предположим, из условий предыдущего примера установлена норма скорости движения 52,8 км. час. Максимальная грузоподъемность используемого автомобиля – 7 т. Тогда норма времени в минутах на 1 т / км транспортной работы составит:

60 / (52,08 Х 0,5 Х 7) = 0,3292 мин. на 1 т /км

Чуть подробнее остановимся на коэффициенте использования пробега, он вычисляется как соотношение пробега с грузом к общему пробегу автомобиля. Как правило, автомобиль едет в пункт назначения с грузом, обратно порожний, либо наоборот. Таким образом, только около половины пробега происходит с грузом, в связи с чем, коэффициент использования пробега чаще всего принимается равным 0,5.

Что же дают нам рассчитанные ранее показатели?  Для большей понятности предположим, что нам нужно установить нормативное время на доставку груза из пункта отправки А в пункт назначения В, а затем вернуться обратно. Дальность поездки в один конец составляет 15 км. Общий пробег автомобиля составит 15 х 2 = 30 км. Нормативное время погрузки/ разгрузки исходя из класса груза, уровня автоматизации складских комплексов в пункте А и B по постановлению № 35 (предположим, что было решено применить его данные) составит 27,65 минут, тогда в двух точках оно составит 27,65 х 2 = 55,3 минуты. В часах = 55,3 мин. / 60мин. = 0,92 часа. Подготовительно заключительное время перед началом рейса и по его завершении, составляет в сумме 24 минуты или в часах 24 мин. /60 мин. = 0,4 часа.

Тогда техническая норма для выполнения заказа составит:

 30 км х 0,0192 ч. + 0,92 ч. + 0,4 ч. = 1, 896 часа или приблизительно 1 час  54 минуты.

При этом только на пробег будет затрачено: 30 х 0,0192 = 0,576 часа или 35 минут, остальное время уйдет на подготовительно-заключительные работы и погрузочно  - разгрузочные мероприятия.

Предположим, нам нужно доставить 7 тонн груза при грузоподъемности автомобиля все в те же 7 тонн, то есть коэффициент использования грузоподъемности составит 1 (7/7).  Для начала, определим объем транспортной работы в тонно - километрах, так как поездка с грузом составит всего 15 км:

15 х 7 =105 тонно-километров.

Тогда, при аналогичных исходных данных затраченное время в минутах составит ( напомним, что для заданной категории дорог, мы установили норматив в 0,3292 минуты на 1 тонно-километр):

105 х 0,3292 + 55,3 + 24 = 113,87 минут или 1 час 54 минуты.

Как видим, расчетные нормативы времени выполнения задания совпали, значит, все вычисления произведены верно.

Особенности разработки маршрутных норм водителей грузовиков

При использовании для перевозок постоянных маршрутов разрабатываются маршрутные нормы времени и выработки. Их вычисление дает наиболее полную информацию о том, какой максимальный объем грузов можно перевезти за смену с обычной напряженностью труда и при отсутствии непроизводительных потерь времени.

Перед началом процесса расчета норм составляется весь перечень имеющихся постоянных маршрутов, замеряется расстояние до всех точек остановки. Основной характеристикой маршрута является общая протяженность, а также наличие участков с различными дорожными условиями. Общая маршрутная норма на одну ездку (один цикл/оборот) включает в себя:

·         Время движения с грузом;

·         Время движения без груза;

·         Время простоя под погрузкой и разгрузкой;

·         Время выполнения сопутствующих операций, а также технологических остановок.

·         Учет времени на отдых и личные нужды зависит от того, превышают ли они время технологического простоя (об этом упоминалось ранее).



Общая норма на пробег с грузом и без груза считается так же, как и в предыдущем пункте статьи:



(Пробег с грузом  + пробег без груза)/ Техническая скорость движения



Норма времени простоя в пунктах погрузки и разгрузки на маршруте, а также потерь от необходимости дополнительных заездов определяется по формуле:



Тп/р + Тдр + (n-1) х Tз, где



Тп/р – норма времени на погрузку-разгрузку;

Тдр – норма на дополнительные работы;

n – количество заездов по маршруту;

Тз – норма времени на каждый заезд.



Маршрутная норма времени на перевозку  1 т. груза рассчитывается по формуле:



60 х(Пг/V +∑Пбг/V )+Тп/р+Тдр+(n-1) х Тз / Qk

, где

Пг – пробег с грузом;

Пбг – пробег без груза;

V – техническая скорость движения;

Тп/р – норма времени на погрузку-разгрузку;

Тдр – норма на дополнительные работы;

n – количество заездов по маршруту;

Тз – норма времени на каждый заезд;

Q – грузоподъемность автомобиля;

K – коэффициент использования грузоподъемности.



Воспользуемся условиями предыдущего примера и вычислим норматив времени на перевозку одной тонны груза. Пробег  с грузом -15 км, пробег без груза 15 км, техническая скорость 52, 8 км/ч, Время простоя под погрузкой и разгрузкой – 55,3 минуты или 0,922 час. Времени на дополнительные работы нет,  прочих остановок и заездов на маршруте не предусмотрено. Грузоподъемность автомобиля 7 т. Тогда норма времени на тонну будет равна:

60 х( (15/52,8+15/52,8)+0,922) / 7 = 12,77 минуты на одну тонну

Норма времени  на одну ездку (цикл) будет состоять из нормы на пробег, нормы на простои и  составит:

 Te = (15/52,8+15/52,8)+ 0,922) = 1,49 часа или 89,4 минуты

Норматив количества ездок за смену по маршруту определяется по формуле:

Ne = (Тс-Тпз-Тол-Тнп-То)/ Те

, где

Tc – общее время смены;

Тпз – норма подготовительно-заключительного времени;

Тол- время на отдых и личные нужды (только в сумме превышения времени простоя);

Тнп – время на нулевой пробег;

То – время технического обслуживания автомобиля;

Тe – норма времени на одну ездку.



В данной формуле не упоминалось только понятие нулевого пробега, поэтому на нем остановимся отдельно. Нулевой пробег – это расстояние от гаража (автотранспортного предприятия) до пункта погрузки или разгрузки. Предположим, что до пункта погрузки от гаража 6 км., но возможна ситуация, когда возвращаться до гаража придется из пункта разгрузки, тогда нулевой пробег составит 21 км. Порожний (без груза) пробег составит при этом 15 км (об этом мы помним из условия нашего примера). Формула для нормирования времени на нулевой пробег будет иметь вид:



Тнп = 60 х (Нп1+Нп2+Нбг) / V , где

Нп1 – нулевой пробег до пункта погрузки;

Нп2 – нулевой пробег от пункта погрузки;

Нбг – порожний пробег за ездку;

V – техническая скорость движения.



Подставив условия нашего примера в формулу, получим норму времени на нулевой пробег в минутах:



Тнп = 60 х (6+21-15)/52,8 = 13,54 минуты  или 0,227 часа.



Что нам нужно добавить в условие примера, чтобы рассчитать норматив количество циклов (ездок) в смену по маршруту для водителя? Подготовительно заключительное время остается 24 минуты или 0,4 часа, будем считать, что оно получилось по проведенной фотографии.  Время на отдых и личные нужды не выделяется, так ка водитель не участвует в процессе погрузки, разгрузки и все это время может отдыхать, при этом время технологического простоя превышает норму на отдых. Время на нулевой пробег было рассчитано до этого. Техническое обслуживание по результатам фотографии рабочего времени занимает 12 минут или 0,2 часа, но мы его также не учитываем, поскольку водитель может им заниматься в период простоя. Продолжительность ездки вычислили ранее, она составит 1,49 часа. Длительность смены  - 8 часов. Получим:



(8-0,227-0,4) / 1,49 = 4,95 ездок



В практике принято округлять норматив ездок до целого числа, получим 5 оборотов в смену.



На основе полученных данных можно рассчитать сменную норму выработки водителя на маршруте. Для этого воспользуемся формулой:



Qt = Ne х q х Кг, где



Ne – норматив количества оборотов в смену по маршруту;

Q – грузоподъемность автомобиля;

Кг – коэффициент использования грузоподъемности (берем равным 1, однако при невозможности полной загрузки может иметь дробные значения).



Тогда получим:



 5 х 7 х 1 = 35 тонн в смену.



Для того чтобы получить схожий показатель, но в тонно-километрах достаточно добавить в формулу расстояние одной ездки с грузом. В  этом случае искомый результат примет вид:



5 х 7 х 1 х 15 = 525 т/км в смену.



В целом, это все базовые показатели нормирования работы водителей грузового транспорта, которые наиболее часто применяются на практике. Их использование позволит более четко планировать работу автотранспортного подразделения компании, постоянно повышая эффективность его работы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий