Суммированный учет рабочего времени и расчет сверхурочных


rabota_kruglosutochnoКак гласит 104 статья ТК РФ в случае, если особенности функционирования предприятия не позволяют соблюсти прописанную в  законодательных актах нормальную продолжительность рабочего времени, предприятие вправе применить суммированный учет рабочего времени с периодом не более 1 года.
Такой порядок учета времени работы применяется при введении графиков сменности и может назначаться как для всей организации, так и для отдельных ее подразделений. Обязательно введение такого режима подсчета отработанных часов только при выполнении работ вахтовым методом( ст.300 ТК РФ). Сразу нужно сказать, что введение подобного варианта учета должно закрепятся приказом и  отражаться в правилах внутреннего трудового распорядка. Сотрудников необходимо знакомить с приказом за 2 месяца до начала его действия, поскольку это существенное изменение условий трудового договора.



Основные положения регулирующие порядок организации суммированного учета рабочего времени

Согласно требованиям трудового законодательства работодатель обязан создать условия для выработки сотрудником месячной нормы времени, утвержденной в производственном календаре. При этом при суммированному учете рабочего времени допускается переработка в одном промежутке учетного периода и недоработка в другом, главное чтобы в итоге норма была выработана. Увеличение времени работы компенсируется последующим уменьшением и наоборот.
Чаще всего применяются периоды продолжительностью в месяц, квартал, или год.
Норма рабочего времени при таком режиме работы корректируется (уменьшается) на рабочие дни по графику пятидневной рабочей недели приходящиеся на:
  • дни временной нетрудоспособности;
  • дни очередного отпуска;
  • дни выполнения государственных обязанностей;
  • дни отпуска без сохранения заработной платы;
  • дни дополнительного отпуска.
Иными словами, исключаются дни освобождения от выполнения обязанностей с сохранением заработка и без, если они не являются прогулом.
В случае, если согласно установленным графикам, сотрудник отработал за учетный период часы сверх нормальной продолжительности рабочего время, оно должно быть оплачено ему, как сверхурочная работа ( ст.99 ТК РФ). Трудовой кодекс в статье 152 содержит требование о необходимости оплаты первых двух часов сверхурочной работы в 1,5 размере от оклада или часовой ставки, а всех остальных часов в двойном размере. Продолжительность сверхурочной работы не может превышать 120 часов год.
На практике большинство рабочих графиков сменности не позволяют создать количество рабочих часов в пределах  нормы рабочего времени, как правило, всегда есть превышение. Это превышение будет сверхурочной работой по итогам отчетного периода. Кроме того, сотрудник в случае производственной необходимости, с его согласия, может привлекаться к сверхурочной работе по приказам. Этот случай в данной статье рассматриваться не будет, я думаю у большинства практиков он сложностей не вызывает.
Рассмотрим на примере, как рассчитать сумму сверхурочных часов :

Отметки о явках и неявках на работу по числам месяца
Отработано за
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
X
половину
месяца
(I, II)
месяц
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
дни
часы
4
5
6
В
Я
Я/Н
Я/Н
Я
В
В
Я
Я/Н
Я/Н
ОТ
ОТ
ОТ
ОТ
ОТ
Х
7
7

12
4/2
8/6
12


12
4/2
8/6





Х
60
ОТ
ОТ
ОТ
ОТ
ОТ
ОТ
ОТ
ОТ
ОТ
ОТ
ОТ
ОТ
ОТ
ОТ
ОТ
ОТ

60

Здесь сотрудник находился в отпуске, месячная норма 184 часа, дни отпуска приходящиеся на рабочие дни по пятидневному календарю:11,12,15,16,17,18,19,22,23,24,25,26,29,30,31. Получаем: 184 - 15 х 8 = 60 часов, в этом случае у работника не будет сверхурочных часов: 60-60=0
Отметки о явках и неявках на работу по числам месяца
Отработано за
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
X
половину
месяца
(I, II)
месяц
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
дни
часы
4
5
6
Я/Н
Я/Н
Я
Я/Н
Я/Н
В
В
В
Я
Я/Н
Я/Н
Я
В
В
Я
Х
10
16
4/2
8/6
12
4/2
8/6



12
4/2
8/6
12


12
Х
84
Я/Н
Я/Н
ДО
ДО
В
В
ДО
ДО
ДО
Я/Н
Я/Н
В
В
В
Я
Я/Н
6
124
4/2
8/6







4/2
8/6



12
4/2
40

 Исходная норма та же , но у сотрудника были периоды отпуска без сохранения заработной платы. Мы будем исключать из нормы 18,19, 22,23,24, так, как они приходятся на рабочие дни по "пятидневке", получим: 184 - 5*8=144 -124 = 20 часов сотрудник недоработал до нормы, но у нас суммированный учет рабочего времени, мы ему ничего не компенсируем.
Отметки о явках и неявках на работу по числам месяца
Отработано за
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
X
половину
месяца
(I, II)
месяц
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
дни
часы
4
5
6
Я
Я/Н
Я/Н
Я
Я/Н
Я/Н
В
Я/Н
Я/Н
Я
Я/Н
Я/Н
В
В
В
Х
11
24
12
4/2
8/6
12
4/2
8/6

4/2
8/6
12
4/2
8/6



Х
84
Я
Я/Н
Я/Н
Я
В
В
Я
Я/Н
Я/Н
Я
Я/Н
Я/Н
В
Я/Н
Я/Н
Я
13
192
12
4/2
8/6
12


12
4/2
8/6
12
4/2
8/6

4/2
8/6
12
108
 Здесь все достаточно просто : 192-184 = 8 часов отработано сверхурочно.

Сверхурочная работа по итогам периода: какой вариант расчета выбрать?

Теперь остановимся подробнее на оплате часов отработанных сверх нормы при суммированном учете рабочего времени, если период превышает один месяц. Будем исходить из того, что на предприятии применяется повременно - премиальная система оплаты труда. В этом случае работнику  выплачивается оклад, зафиксированный в трудовом договоре и премия, по результатам его труда. Считаю применение повременно-премиальной системы наиболее удобной, экономичной и отличающейся небольшими трудозатратами, необходимыми для расчета. Сторонники "продвинутых" западных систем оплаты по ключевым показателям эффективности и сдельным системам возразят, что это не стимулирует сотрудника к повышению производительности. Не соглашусь, законодательство не запрещает устанавливать любые условия для премирования и "депремирования" (слово не очень корректное, правильнее - выплата премии в меньшем размере). Чем  это не "кнут и пряник" для работника? Чем повышение премии или её выплата в меньшем размере за какие-то действия хуже приведенных западных методик? При этом трудозатраты на учет и оформление расчетов в разы ниже.
 Это было маленькое отступление от темы. Вернемся к расчету сверхурочных выплат. Очень важным моментом здесь будет выбор варианта определения нормы часов, для определения часовой ставки для расчета сверхурочных. Законодательно этот момент четко не прописан, но исходя из сложившейся практики существует 3 подхода к этому вопросу:

  1. Норма рабочих часов исходя из производственного календаря. Самый простой и распространенный вариант. Он отлично подходит если период расчетов один месяц. но вот если период больше, то здесь будет явный перекос.
  2. Норма рабочих часов для расчета устанавливается исходя из среднемесячных часов по пятидневной рабочей неделе. Оптимальный метод, но он будет требовать ежегодного пересмотра данного значения. Например если период год то для 2013 года это значение будет: 1970 часов по производственному календарю за год / 12 месяцев = 164,17 часов
  3. Норма устанавливается один раз для всех сотрудников с суммированным учетом рабочего времени. Не требует периодического пересмотра значения. Здесь можно взять цифру вокруг которой колеблется месячное значение нормы из года в год - 165 часов.
Рассмотрим изложенные варианты на примере, условно представим что мы начисляем сверхурочные выплаты в декабре:

Период год



Вариант
1
2
3
Оклад
5000
5000
5000
Норма
175
164,16
165
Часовая ставка
28,6
30,5
30,3


Видно что нам выгоднее использовать первый вариант, но он не учитывает интересы работника и может вызвать негативную реакцию с его стороны. Второй метод наиболее логичен и рационален, третий способ показывает схожий со вторым результат. В любом случае, выбранный порядок нужно будет закрепить в положении по оплате труда или другом внутреннем нормативном акте.
Пока на этом остановимся, дальнейшее рассмотрение данного вопроса продолжим в следующих публикациях.






Комментариев нет:

Отправить комментарий