Бюджет – это инструмент управления компанией, основанный на системе среднесрочного планирования и контроля затрат, доходов, финансовых результатов. О бюджетировании написано очень много статей. Здесь я остановлюсь только на одном из элементов планирования – бюджете затрат на оплату труда. Стоит отметить, что он в свою очередь делится на бюджет прямых затрат на оплату труда – непосредственно относящихся к производству продукции, и косвенные (прочих). Отдельно можно выделить бюджет на оплату труда коммерческой службы организации, занимающейся продажами продукции. Общий бюджет расходов на оплату труда делят так же, в зависимости от изменения затрат при изменении объёмов производства продукции на постоянные и переменные расходы.
В данном материале будет рассмотрен пример составления сводного бюджета заработной платы на производственном предприятии. Эта статья написана не для того, чтобы вы сдали экзамен в институте, а чтобы вы смогли сесть и спланировать сколько ресурсов будет использовано на выплаты сотрудникам.
С чего же начать? Будем предполагать, что на вашем предприятии ведется помимо штатного расписания ещё и таблица штатной расстановки. Примерно она выглядит вот так:
Данная таблица заполняется на постоянной основе в Excel или реализуется в используемой на предприятии базе данных. Она позволяет детализировано отслеживать занятость штатных единиц, а кроме того, отслеживать текущий фонд заработной платы. Берем данную таблицу на последнее число перед началом составления плана.
В колонке «структурное подразделение» отражается наименование отделов, в колонке должность – должности согласно штатному расписанию, далее заносится имя и фамилия сотрудника занимающего позицию, если единица вакантна то ячейка остается пустой , либо там пишется слово «вакансия». Следующая колонка отражает причину вакансии, она заполняется только если позиция временно свободна , т.е. в случае отпуска сотрудника по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком. Эта колонка позволяет нам видеть, какая позиция является временной. Ещё можно ввести в данную таблицу столбец с кодами позиций, это устранит путаницу при идентификации штатных единиц. Оклад указывается согласно штатному расписанию, если у вас не фиксированный размер переменной части заработной платы, вы можете указать её максимально возможное значение согласно положению о премировании или положению об оплате труда, принятому на вашем предприятии, поскольку подавляющее большинство сотрудников будет получать бонус или премию именно в этом размере. Если на вашем предприятии используется сменный график работы, то в соответствии с ТК РФ вы должны оплачивать работу в ночное время в повышенном размере, но не менее 20% от суммы оклада. Для расчета ночных по сотруднику работающему по сменному графику выводим среднее количество отработанных ночных часов в месяц - 56, и среднее количество часов работы в месяц - 165 или 166.Сумму доплаты за работу ночное время получаем так:
Оклад х 56 / 165 х 20%/100%
Последними колонками могут быть прочие доплаты сотрудникам предусмотренные действующими на нашем предприятии положениями. Оговорюсь , если есть квартальная или годовая премия её сумму лучше отражать в размере /3 либо /12 соответственно. В колонке "итого ФОТ" отражаем сумму всех элементов таблицы по сотруднику.
Теперь перейдем к составлению бюджета. Берем нашу штатную расстановку и добавляем к ней позиции, которые планируем ввести в следующем году. Такую информацию можно получить у начальников подразделений в конце года. Обязательно нужно учитывать, что руководители подразделений зачастую стараются перестраховаться и максимально «раздуть» свой штат. Чтобы этого избежать, лучше запросить у них подробное обоснование ввода той или иной единицы. Добавив новые единицы, преобразуем нашу таблицу в следующий вид:
Можно сделать, как показано сверху на рисунке, а можно отразить каждый месяц на отдельном листе. Новые единицы отражаем, начиная с месяца ввода, и дублируем в последующие месяцы. По этим строкам отражаем предполагаемые размеры выплат. Оплата выслуги лет может корректироваться по существующим единицам, исходя из того какой период времени отработает сотрудник в конце следующего года. На основании этих данных посредством инструментов Excel собираем общую таблицу затрат. В данном случае, я буду пользоваться инструментом сводные таблицы Excel . Получаем следующее:
Вот он наш бюджет на первый квартал. Поскольку со всех выплат нужно заплатить страховые взносы в пенсионный фонд, фонд социального и медицинского страхования, необходим ещё и бюджет взносов в эти фонды. Но об этом в следующей статье.
В данном материале будет рассмотрен пример составления сводного бюджета заработной платы на производственном предприятии. Эта статья написана не для того, чтобы вы сдали экзамен в институте, а чтобы вы смогли сесть и спланировать сколько ресурсов будет использовано на выплаты сотрудникам.
С чего же начать? Будем предполагать, что на вашем предприятии ведется помимо штатного расписания ещё и таблица штатной расстановки. Примерно она выглядит вот так:
Структуроное подразделение
|
Должность
|
ФИО
|
Причина вакансии
|
Оклад
|
Ежемесячная премия
|
Квартальная премия
|
Ночные
|
Выслуга лет
|
Итого ФОТ
|
Служба основного производста
|
Оператор линии
|
Милюков Евгений Федорович
|
10000
|
10000
|
679
|
500
|
21179
| ||
Служба основного производста
|
Оператор линии
|
Сидоров Евгений Михайлович
|
10000
|
10000
|
679
|
20679
| |||
Бухгалтерия
|
Бухгалтер
|
Отпуск по уходу за ребенком Михайловой В.М.
|
11000
|
11000
|
5500
|
27500
| |||
Администрация
|
Генеральный директор
|
Гребенников Федор Сергеевич
|
53000
|
53000
|
5000
|
5300
|
116300
|
Данная таблица заполняется на постоянной основе в Excel или реализуется в используемой на предприятии базе данных. Она позволяет детализировано отслеживать занятость штатных единиц, а кроме того, отслеживать текущий фонд заработной платы. Берем данную таблицу на последнее число перед началом составления плана.
В колонке «структурное подразделение» отражается наименование отделов, в колонке должность – должности согласно штатному расписанию, далее заносится имя и фамилия сотрудника занимающего позицию, если единица вакантна то ячейка остается пустой , либо там пишется слово «вакансия». Следующая колонка отражает причину вакансии, она заполняется только если позиция временно свободна , т.е. в случае отпуска сотрудника по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком. Эта колонка позволяет нам видеть, какая позиция является временной. Ещё можно ввести в данную таблицу столбец с кодами позиций, это устранит путаницу при идентификации штатных единиц. Оклад указывается согласно штатному расписанию, если у вас не фиксированный размер переменной части заработной платы, вы можете указать её максимально возможное значение согласно положению о премировании или положению об оплате труда, принятому на вашем предприятии, поскольку подавляющее большинство сотрудников будет получать бонус или премию именно в этом размере. Если на вашем предприятии используется сменный график работы, то в соответствии с ТК РФ вы должны оплачивать работу в ночное время в повышенном размере, но не менее 20% от суммы оклада. Для расчета ночных по сотруднику работающему по сменному графику выводим среднее количество отработанных ночных часов в месяц - 56, и среднее количество часов работы в месяц - 165 или 166.Сумму доплаты за работу ночное время получаем так:
Оклад х 56 / 165 х 20%/100%
Последними колонками могут быть прочие доплаты сотрудникам предусмотренные действующими на нашем предприятии положениями. Оговорюсь , если есть квартальная или годовая премия её сумму лучше отражать в размере /3 либо /12 соответственно. В колонке "итого ФОТ" отражаем сумму всех элементов таблицы по сотруднику.
Теперь перейдем к составлению бюджета. Берем нашу штатную расстановку и добавляем к ней позиции, которые планируем ввести в следующем году. Такую информацию можно получить у начальников подразделений в конце года. Обязательно нужно учитывать, что руководители подразделений зачастую стараются перестраховаться и максимально «раздуть» свой штат. Чтобы этого избежать, лучше запросить у них подробное обоснование ввода той или иной единицы. Добавив новые единицы, преобразуем нашу таблицу в следующий вид:
Месяц
|
Структуроное подразделение
|
Должность
|
ФИО
|
Причина вакансии
|
Оклад
|
Ежемесячная премия
|
Квартальная премия
|
Ночные
|
Выслуга лет
|
Итого ФОТ
|
Примечание
|
январь
|
Служба основного производста
|
Оператор линии
|
Милюков Евгений Федорович
|
10000
|
10000
|
679
|
500
|
21179
| |||
январь
|
Служба основного производста
|
Оператор линии
|
Сидоров Евгений Михайлович
|
10000
|
10000
|
679
|
20679
| ||||
январь
|
Бухгалтерия
|
Бухгалтер
|
Отпуск по уходу за ребенком Михайловой В.М.
|
11000
|
11000
|
5500
|
27500
| ||||
январь
|
Администрация
|
Генеральный директор
|
Гребенников Федор Сергеевич
|
53000
|
53000
|
5000
|
5300
|
116300
| |||
февраль
|
Служба основного производста
|
Оператор линии
|
Милюков Евгений Федорович
|
10000
|
10000
|
679
|
500
|
21179
| |||
февраль
|
Служба основного производста
|
Оператор линии
|
Сидоров Евгений Михайлович
|
10000
|
10000
|
679
|
20679
| ||||
февраль
|
Бухгалтерия
|
Бухгалтер
|
Отпуск по уходу за ребенком Михайловой В.М.
|
11000
|
11000
|
550
|
22550
| ||||
февраль
|
Администрация
|
Генеральный директор
|
Гребенников Федор Сергеевич
|
53000
|
53000
|
5000
|
5300
|
116300
| |||
февраль
|
Бухгалтерия
|
Бухгалтер
|
11000
|
11000
|
22000
|
Новая единица
| |||||
март
|
Служба основного производста
|
Оператор линии
|
Милюков Евгений Федорович
|
10000
|
10000
|
679
|
500
|
21179
| |||
март
|
Служба основного производста
|
Оператор линии
|
Сидоров Евгений Михайлович
|
10000
|
10000
|
679
|
20679
| ||||
март
|
Бухгалтерия
|
Бухгалтер
|
Отпуск по уходу за ребенком Михайловой В.М.
|
11000
|
11000
|
550
|
22550
| ||||
март
|
Администрация
|
Генеральный директор
|
Гребенников Федор Сергеевич
|
53000
|
53000
|
5000
|
5300
|
116300
| |||
март
|
Бухгалтерия
|
Бухгалтер
|
11000
|
11000
|
22000
|
Новая единица
| |||||
март
|
Служба основного производста
|
Оператор линии
|
10000
|
10000
|
20679
|
Новая единица
|
Можно сделать, как показано сверху на рисунке, а можно отразить каждый месяц на отдельном листе. Новые единицы отражаем, начиная с месяца ввода, и дублируем в последующие месяцы. По этим строкам отражаем предполагаемые размеры выплат. Оплата выслуги лет может корректироваться по существующим единицам, исходя из того какой период времени отработает сотрудник в конце следующего года. На основании этих данных посредством инструментов Excel собираем общую таблицу затрат. В данном случае, я буду пользоваться инструментом сводные таблицы Excel . Получаем следующее:
Сумма по полю Итого ФОТ
|
Названия столбцов
| |||
Названия строк
|
январь
|
февраль
|
март
| |
116300
|
116300
|
116300
|
348900
| |
Бухгалтерия
|
27500
|
44550
|
44550
|
116600
|
Служба основного производства
|
41858
|
41858
|
62536
|
146252
|
Общий итог
|
185658
|
202708
|
223386
|
611752
|
Вот он наш бюджет на первый квартал. Поскольку со всех выплат нужно заплатить страховые взносы в пенсионный фонд, фонд социального и медицинского страхования, необходим ещё и бюджет взносов в эти фонды. Но об этом в следующей статье.
Комментариев нет:
Отправить комментарий