Методика и особенности расчета норм для водителей

Основные методы установления нормативов для транспортных предприятий те же самые, что и для прочих отраслей:
  • аналитический, он в свою очередь делится на:
  1. Аналитически - исследовательский - проводить всесторонний анализ всех условий труда, оказывающих влияние на трудовой процесс, проведение замеров времени и проведение расчетов.
  2. Аналитически-расчетный - применяется без анализа условий труда, на основе адаптации типовых межотраслевых норм (некоторые из которых есть в моем блоге). К сожалению, сегодня разработкой подобных документов практически перестали заниматься и это большое упущение (мнение автора блога).
  • суммарный - он существенно проще проводится в следующих формах:
  1. Опытный - "на глазок", на основе опыта нормировщика;
  2. Статистический (сам им иногда пользуюсь) - берутся статистические данные по видам работ и на их основе выводятся нормы.
  3. Метод сравнений - выводятся на основе сравнения с уже существующими нормами на схожие виды работ.
Первый метод считается наиболее точным, но очень дорогостоящим и требующим больших затрат, аналитически-расчетный метод дешевле, но как я уже писал современных сборников нормативов почти не осталось. Суммарные методы дешевле и имеют право на жизнь, но у них существенно меньшая точность, поскольку они учитывают усредненную производительность труда по предприятию, а не оптимальную для данного производства. Объясню по-другому - у вас сезонное производство и объемы работ меняются, если выставленные планы меньше реально достижимого оптимального результата, то работник будет трудится не в полную силу и выполнять их. При этом проведя исследование вы получите средние данные при минимальной нагрузке и включите их в нормы, хотя реально имеется огромный резерв производительности.
Процесс создания норм:
  • подготовка, анализ условий и организации труда;
  • проектирование трудового процесса;
  • проведение фотографии или хронометража;
  • расчет норм на основе замеров;
  • проверка полученных результатов на практике и корректировка.

Особенности нормирования для водителей автомобилей

На трудовой процесс водителя грузового автомобиля оказывает влияние множество факторов:
  • Качество дорожного покрытия;
  • Степень механизации и организации процесса погрузки и разгрузки;
  • Климатические условия;
  • Рельеф местности;
  • Тип перевозимого груза;
  • Соответствие типа подвижного состава решаемым задачам.
Часто водителям приходится самостоятельно устранять мелкие неисправности, что также занимает часть рабочего времени. Стоит учитывать и физиологические особенности труда водителей. Еще в советской литературе были приведены результаты исследований, согласно которым наибольшая работоспособность водителей утром. Ближе к обеду накапливается усталость, работоспособность снижается. После приема пищи и отдыха, только к вечеру она восстанавливается до определенного уровня, но уже ниже нежели утренняя.
До 90-х годов применялись единые нормы времени для грузового подвижного состава, к сожалению, в связи с ростом автоматизации складских процессов и совершенствованию техники они применимы лишь частично.
Классификация рабочего времени водителей была приведена в предыдущей статье. Основная формула для определения нормы времени на один тонно -километр пробега следующая: 

Ткм= (То+Тпз)/(Ст х Гп х Кп),  где

То и Т пз - основное и подготовительно-заключительное время;
Ст - техническая скорость движения;
Гп - грузоподъемность;
Кп - коэффициент использования пробега, принято использовать 0,5 (кроме самосвалов).

Основное время считают по формуле:

( Пг + Пбг) х 60/Ст, где

Пг и Пбг - пробег в километрах с грузом и без груза, подготовительно-заключительное время принимают равным 2,5 минутам на 1 час работы.
В некоторых источниках формула приводится в усовершенствованном виде:

пробег с грузом/ тех. скорость с грузом + пробег без груза/ тех скорость без груза + время погрузки и разгрузки

Сложности могут возникнуть только с определением технической скорости движения в зависимости от типа дорожного покрытия, поскольку старые советские слишком низкие, ну сами посудите  - движение по асфальту со скоростью 42 км / ч.
Общее оперативное время водителей можно выразить формулой:

Тн - (Тпз+То+Тотд), где
Тн - время смены;
То и Т отд - время обслуживания и время на отдых и личные надобности.
 Норма времени на ездку будет складываться из оперативного времени, вспомогательного времени и времени на отдых. Удачи всем - не бойтесь пробовать, к сожалению, сегодня практика нормирования практически исчезла и приходится все делать опираясь на старые методики, делая ошибки и экспериментируя.



Источники:
Александров Л.А. Техническое нормирование труда на автомобильном транспорте - 2-е издание - М:Транспорт, 1986 год- 207 с.
Анисимов А.П., Юфин В.К. , Эконосмика, организация и планирование автомобильного транспорта - Транспорт, 1986




Комментариев нет:

Отправить комментарий