Основные методы установления нормативов для транспортных предприятий те же самые, что и для прочих отраслей:
- аналитический, он в свою очередь делится на:
- Аналитически - исследовательский - проводить всесторонний анализ всех условий труда, оказывающих влияние на трудовой процесс, проведение замеров времени и проведение расчетов.
- Аналитически-расчетный - применяется без анализа условий труда, на основе адаптации типовых межотраслевых норм (некоторые из которых есть в моем блоге). К сожалению, сегодня разработкой подобных документов практически перестали заниматься и это большое упущение (мнение автора блога).
- Опытный - "на глазок", на основе опыта нормировщика;
- Статистический (сам им иногда пользуюсь) - берутся статистические данные по видам работ и на их основе выводятся нормы.
- Метод сравнений - выводятся на основе сравнения с уже существующими нормами на схожие виды работ.
Процесс создания норм:
- подготовка, анализ условий и организации труда;
- проектирование трудового процесса;
- проведение фотографии или хронометража;
- расчет норм на основе замеров;
- проверка полученных результатов на практике и корректировка.
Особенности нормирования для водителей автомобилей
На трудовой процесс водителя грузового автомобиля оказывает влияние множество факторов:
- Качество дорожного покрытия;
- Степень механизации и организации процесса погрузки и разгрузки;
- Климатические условия;
- Рельеф местности;
- Тип перевозимого груза;
- Соответствие типа подвижного состава решаемым задачам.
До 90-х годов применялись единые нормы времени для грузового подвижного состава, к сожалению, в связи с ростом автоматизации складских процессов и совершенствованию техники они применимы лишь частично.
Классификация рабочего времени водителей была приведена в предыдущей статье. Основная формула для определения нормы времени на один тонно -километр пробега следующая:
Ткм= (То+Тпз)/(Ст х Гп х Кп), где
То и Т пз - основное и подготовительно-заключительное время;
Ст - техническая скорость движения;
Ст - техническая скорость движения;
Гп - грузоподъемность;
Кп - коэффициент использования пробега, принято использовать 0,5 (кроме самосвалов).
Кп - коэффициент использования пробега, принято использовать 0,5 (кроме самосвалов).
Основное время считают по формуле:
( Пг + Пбг) х 60/Ст, где
Пг и Пбг - пробег в километрах с грузом и без груза, подготовительно-заключительное время принимают равным 2,5 минутам на 1 час работы.
В некоторых источниках формула приводится в усовершенствованном виде:
пробег с грузом/ тех. скорость с грузом + пробег без груза/ тех скорость без груза + время погрузки и разгрузки
Сложности могут возникнуть только с определением технической скорости движения в зависимости от типа дорожного покрытия, поскольку старые советские слишком низкие, ну сами посудите - движение по асфальту со скоростью 42 км / ч.
Общее оперативное время водителей можно выразить формулой:
Тн - (Тпз+То+Тотд), где
Тн - время смены;
То и Т отд - время обслуживания и время на отдых и личные надобности.
Норма времени на ездку будет складываться из оперативного времени, вспомогательного времени и времени на отдых. Удачи всем - не бойтесь пробовать, к сожалению, сегодня практика нормирования практически исчезла и приходится все делать опираясь на старые методики, делая ошибки и экспериментируя.
Источники:
Александров Л.А. Техническое нормирование труда на автомобильном транспорте - 2-е издание - М:Транспорт, 1986 год- 207 с.
Анисимов А.П., Юфин В.К. , Эконосмика, организация и планирование автомобильного транспорта - Транспорт, 1986
Комментариев нет:
Отправить комментарий