Некоторые аспекты исследования рабочего времени водителей

Рабочее время водителей по общему правилу можно разделить на нормируемое и ненормируемое (все потери рабочего времени  не зависящие от работника). Нормируемое время можно разделить на:
·         Производительное ( оперативное рабочее время);
·         Непроизводительное – подготовительно- заключительное время, время обслуживания места, перерывы на отдых и личные надобности.
Подготовительно заключительное время водителя включает время на получение транспортной
документации, осмотр автомобиля, сдачу автомобиля после возвращения, заправку автомобиля. Отдельно можно выделить время на  обязательный предрейсовый медосмотр – чаще всего устанавливают  5 минут. Ключевой особенностью данного вида времени является то, что его продолжительность не зависит от объема выполненной работы. Все подобные операции выполняются по одному разу в начале и в конце смены.
Оперативное время можно разделить на:
·         Основное – время движения автомобиля на линии и погрузочно-разгрузочные операции;
·         Вспомогательное –  период маневрирования перед погрузкой и разгрузкой, открытие бортов или капота автомобиля.
·         Время обслуживания – уборка, регулировка узлов  автомобиля.
Время перерыва на отдых нужно стараться совмещать с периодами технологических перерывов, для водителя – периодов погрузки и разгрузки.
Для исследования рабочего времени водителей применяюся те же методы, что и при исследовании времени в других отраслях – фотография рабочего дня и хронометраж. Немного отличаться будет бланк для фотографии.
Организация
ООО "Три поросенка"
Место работы
г. Москва

Адрес
ул. Живчикова, д.4

Модель автомобиля
КАМАЗ 5320

Характер работы
Перевозка продуктовых заказов по городу

Регистрационный номер
 МО 536

Фамилия водителя
Бесхарактерный П.Е.


Дата
25.11.2013

Класс
2
Стаж
10 лет

Начало наблюдения
8 - 00
Конец наблюдения
17  -00
№ п/п
Предмет наблюдения
Текущее время
Продолжительность
Индекс
Расстояние перевозки, км
Масса груза, т
Количество грузчиков
Примечание
1
Пришел на работу
8-00






2
Выписка путевого листа
8-10
10
ПЗ




3
Выезд на линию
8-25
15
ПЗ




4
Движение до места погрузки
8-55
30
О
56



5
Ожидание загрузки
9-02
7
ОП




6
и  т.д.







Наблюдение проводил



Разновидностью такого бланка может стать графический бланк исследования рабочего времени:
Ииндекс времени

Затрачено времени всего минут
9-00
10-00
11-00
12-00
13-00


8-15
8-30
8-45
9-00
9-15
9-30
9-45
10-00
10-15
10-30
10-45
11-00
11-15
11-30
11-45
12-00
12-15
12-30
12-45
13-00
минут
% от общего времени
ПЗ




















15
5,0%
ОП




















210
70,0%
ОБС




















0
0,0%
ОТД




















15
5,0%
ПН





















0,0%
ПО




















45
15,0%
ПР




















15
5,0%





















300
100,0%

Проведение фотографии включает стандартные этапы:
·         Подготовка -  определяется объект наблюдения, готовятся бланки, которые должны соответствовать особенностям конкретного рабочего места.
·         Само наблюдение – все операции последовательно фиксируются, одновременно определяются затраты рабочего времени на каждую операцию, отклонения от стандартного режима работы фиксируются в графе примечание. Более подробное отражение операций дает больше аналитической информации, нежели обобщенный вариант. Лучше провести несколько исследований одного и того же рабочего места, для исключения воздействия случайных факторов. До 90-Х годов сложилась практика проведения от 3 до6 наблюдений, так обеспечивалась оптимальная достоверность.
·         Обработка материалов наблюдения – обрабатывается каждый бланк вычисляется продолжительность операции.
К каждому листу составляется сводка:

Свод затрат времени к листу №





№ п/п
Наименование затрат времени
Индекс
Единичные затраты времени минут
Количество повторений за смену
Сумма затрат времени
из них перекрываемое
Средняя продолжительность, мин
1







2







3








Или вот такой лист:




Номер наблюдения



Категория затрат рабочего времени
Наименование затрат времени
Индекс
1
2
3
4
5
Общая продолжительность времени, мин
Средняя продолжительность
% к общему времени
время, мин
Подготовительно - заклчительное






































































Итого









Оперативное время






































































Итого









и т.д.











Общее время










Помимо проведения качественного анализа результатов замеров, проводят ряд количественных измерений.

Определяется коэффициент оперативного времени:

Среднее оперативное время / общее время наблюдений

Коэффициент потерь рабочего времени:

(нормативное время перерывов - факт перерывы + потери по вине работника) / общее время измерений

Устанавливается норма подготовительно-заключительного времени посредством деления его значения по фотографии на общее время замеров. Аналогично определяется удельный вес в % времени обслуживания и времени на перерывы. На сегодня все, следующая статья будет о нормах рабочего времени для водителей.


Источники:
Александров Л.А. Техническое нормирование труда на автомобильном транспорте - 2-е издание - М:Транспорт, 1986 год- 207 с.
Анисимов А.П., Юфин В.К. , Эконосмика, организация и планирование автомобильного транспорта - Транспорт, 1986

Комментариев нет:

Отправить комментарий