Рабочее время водителей по общему правилу можно разделить на
нормируемое и ненормируемое (все потери рабочего времени не зависящие от работника). Нормируемое время
можно разделить на:
·
Производительное ( оперативное рабочее время);
·
Непроизводительное – подготовительно-
заключительное время, время обслуживания места, перерывы на отдых и личные
надобности.
Подготовительно заключительное время водителя включает время
на получение транспортной
документации, осмотр автомобиля, сдачу автомобиля
после возвращения, заправку автомобиля. Отдельно можно выделить время на обязательный предрейсовый медосмотр – чаще
всего устанавливают 5 минут. Ключевой
особенностью данного вида времени является то, что его продолжительность не
зависит от объема выполненной работы. Все подобные операции выполняются по
одному разу в начале и в конце смены.
Оперативное время можно разделить на:
·
Основное – время движения автомобиля на линии и
погрузочно-разгрузочные операции;
·
Вспомогательное – период маневрирования перед погрузкой
и разгрузкой, открытие бортов или капота автомобиля.
·
Время обслуживания – уборка, регулировка
узлов автомобиля.
Время перерыва на отдых нужно стараться совмещать с
периодами технологических перерывов, для водителя – периодов погрузки и
разгрузки.
Для исследования рабочего времени водителей применяюся те же
методы, что и при исследовании времени в других отраслях – фотография рабочего
дня и хронометраж. Немного отличаться будет бланк для фотографии.
Организация
|
ООО "Три поросенка"
|
Место работы
|
г. Москва
|
||||||||
Адрес
|
ул. Живчикова, д.4
|
Модель автомобиля
|
КАМАЗ 5320
|
||||||||
Характер работы
|
Перевозка
продуктовых заказов по городу
|
Регистрационный номер
|
МО 536
|
||||||||
Фамилия водителя
|
Бесхарактерный П.Е.
|
Дата
|
25.11.2013
|
||||||||
Класс
|
2
|
Стаж
|
10 лет
|
Начало наблюдения
|
8
- 00
|
||||||
Конец наблюдения
|
17 -00
|
||||||||||
№ п/п
|
Предмет наблюдения
|
Текущее
время
|
Продолжительность
|
Индекс
|
Расстояние
перевозки, км
|
Масса
груза, т
|
Количество
грузчиков
|
Примечание
|
|||
1
|
Пришел на работу
|
8-00
|
|||||||||
2
|
Выписка путевого листа
|
8-10
|
10
|
ПЗ
|
|||||||
3
|
Выезд на линию
|
8-25
|
15
|
ПЗ
|
|||||||
4
|
Движение до места погрузки
|
8-55
|
30
|
О
|
56
|
||||||
5
|
Ожидание загрузки
|
9-02
|
7
|
ОП
|
|||||||
6
|
и
т.д.
|
||||||||||
Наблюдение проводил
|
Разновидностью такого бланка может стать графический бланк
исследования рабочего времени:
Ииндекс
времени
|
Затрачено
времени всего минут
|
|||||||||||||||||||||
9-00
|
10-00
|
11-00
|
12-00
|
13-00
|
||||||||||||||||||
8-15
|
8-30
|
8-45
|
9-00
|
9-15
|
9-30
|
9-45
|
10-00
|
10-15
|
10-30
|
10-45
|
11-00
|
11-15
|
11-30
|
11-45
|
12-00
|
12-15
|
12-30
|
12-45
|
13-00
|
минут
|
%
от общего времени
|
|
ПЗ
|
15
|
5,0%
|
||||||||||||||||||||
ОП
|
210
|
70,0%
|
||||||||||||||||||||
ОБС
|
0
|
0,0%
|
||||||||||||||||||||
ОТД
|
15
|
5,0%
|
||||||||||||||||||||
ПН
|
0,0%
|
|||||||||||||||||||||
ПО
|
45
|
15,0%
|
||||||||||||||||||||
ПР
|
15
|
5,0%
|
||||||||||||||||||||
300
|
100,0%
|
Проведение фотографии включает стандартные этапы:
·
Подготовка -
определяется объект наблюдения, готовятся бланки, которые должны
соответствовать особенностям конкретного рабочего места.
·
Само наблюдение – все операции последовательно
фиксируются, одновременно определяются затраты рабочего времени на каждую
операцию, отклонения от стандартного режима работы фиксируются в графе
примечание. Более подробное отражение операций дает больше аналитической
информации, нежели обобщенный вариант. Лучше провести несколько исследований
одного и того же рабочего места, для исключения воздействия случайных факторов.
До 90-Х годов сложилась практика проведения от 3 до6 наблюдений, так
обеспечивалась оптимальная достоверность.
·
Обработка материалов наблюдения – обрабатывается
каждый бланк вычисляется продолжительность операции.
К каждому листу составляется сводка:
Свод затрат времени к листу №
|
||||||||
№ п/п
|
Наименование затрат времени
|
Индекс
|
Единичные
затраты времени минут
|
Количество
повторений за смену
|
Сумма
затрат времени
|
из
них перекрываемое
|
Средняя
продолжительность, мин
|
|
1
|
||||||||
2
|
||||||||
3
|
Или вот такой лист:
Номер
наблюдения
|
||||||||||
Категория затрат рабочего времени
|
Наименование затрат времени
|
Индекс
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Общая продолжительность времени, мин
|
Средняя продолжительность
|
% к общему времени
|
время,
мин
|
||||||||||
Подготовительно
- заклчительное
|
||||||||||
Итого
|
||||||||||
Оперативное
время
|
||||||||||
Итого
|
||||||||||
и т.д.
|
||||||||||
Общее время
|
Помимо проведения качественного анализа
результатов замеров, проводят ряд количественных измерений.
Определяется коэффициент оперативного
времени:
Среднее
оперативное время / общее время наблюдений
Коэффициент потерь рабочего времени:
(нормативное
время перерывов - факт перерывы + потери по вине работника) / общее время
измерений
Устанавливается норма
подготовительно-заключительного времени посредством деления его значения по
фотографии на общее время замеров. Аналогично определяется удельный вес в %
времени обслуживания и времени на перерывы. На сегодня все, следующая статья
будет о нормах рабочего времени для водителей.
Источники:
Александров Л.А. Техническое нормирование труда на автомобильном транспорте - 2-е издание - М:Транспорт, 1986 год- 207 с.
Анисимов А.П., Юфин В.К. , Эконосмика, организация и планирование автомобильного транспорта - Транспорт, 1986
Комментариев нет:
Отправить комментарий