Недавно натолкнулся на книгу 1972 года "Как надо работать?",
оказывается, она переиздавалась несколько раз с начала 20-х годов. Автор -
Гастев Алексей Капитонович, как я прочитал потом в википедии (понимаю,
сомнительный иногда источник), он имел педагогическое образование и большую
часть жизни посвятил пропаганде рациональной организации трудовых процессов,
стремился "воспитать" новый тип работника. Известно, что он вел
активную переписку с Фордом и всячески поддерживал теории Тейлора. Более всего
меня поразил список незамысловатых правил для работника, буквально так и
озаглавленных: "Как надо работать". Набор достаточно простых,
казалось бы, рекомендаций, на самом деле,
очень полезен и достоин того, чтобы
висеть на стене перед каждым работником. Кому интересно - ознакомьтесь,
отличная вещь.
Я был немало удивлен, увидев в книге формы фотографии рабочего дня,
графического варианта хронометража датированный 1923 годом. То есть, тогда была
создана школа нормирования, до которой нам и сегодня далеко и она приносила
свои плоды. Автор призывает контролировать свое время, в том числе и дома, к
самоорганизации, дисциплине, самоограничению. Дается описание рабочего места слесаря, формулируются основные требования к
его организации, которые мы применяем и сегодня, а именно:
- справа - инструмент, слева
материал или заготовка;
- то, что используется чаще -
кладется ближе, то, что реже - дальше;
- всячески приветствуется
содержание рабочего места в чистоте.
В тот же
период был создан Центральный Институт Труда, главным идеологом которого и был
Гастев. Прочитав все это, я в очередной раз удивляюсь: на сегодня, мы не
достигли еще и половины того, довоенного уровня культуры труда, не
реанимировали и десятой части существовавшей системы нормирования, а с
восхищением смотрим на какие-то западные методики, которые во многом являются
зеркальным отображением того, что уже было создано.
Хочется отметить, что в сравнении с западными теориями организации труда,
идеи Гастева А.К. очень гуманные. Взяв за основу технические приемы по
расчленению трудовых операций на элементы, применив методику хронометража, он призывает выработать оптимальные методы производства. Он агитировал работников
выработать идеальный темп работы, который позволял бы им выполнять свои функции
в равномерном темпе, с минимальным количеством перерывов, при этом не
переутомляясь. Уже тогда искали баланс между отдыхом и работой. По его мнению, при
четкой организации рабочих мест, воспитании в людях исполнительности, воли,
дисциплины, наблюдательности, можно создать такую систему производства, где
и " кретин найдет свое место ". То есть, в полной мере будут задействованы все трудовые ресурсы государства, с учетом способностей и возможностей каждого индивидуума.
Была четко сформулирована идея, что прежде чем начать руководить, работник
должен научиться идеально выполнять поручения или быть исполнителем, а именно: в сжатые сроки,
пользуясь только тем, что есть под рукой, проявляя изворотливость. Только после
прохождения такой школы можно допускать его к руководству. Согласитесь - очень
верный подход, гораздо лучше, чем сегодняшний, когда в Москве половина топ-менеджеров, только закончила институт, ни разу не видела производства, но при этом «управляет»
им.
В общем, желательно сегодня использовать опыт советской эпохи в области
организации и экономики труда и на его основе пытаться создать что-то
действительно работающее в современной действительности. Думаю, это лучший
подход, нежели бездумно копировать все с лекала западного менеджмента просто потому, что на платных курсах в столице сказали - это будет работать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий