В последнее время проявилась определенная тенденция, сводящаяся к тому, что все компании заняты поиском некоего корпоративного гения, практически пророка от бизнеса, нового мессию, служителя, поклоняющегося золотому тельцу. Он и только он способен возродить любую компанию из горстки пепла. Предлагаю обсудить данный феномен.
На практике от руководителей самых разных уровней не раз слышится: «Наш взгляд замылен, на нужно его освежить! Компании нужно новые идеи, обновленный подход, абсолютно эффективные решения!». При этом уже работающие в компании «олухи» давно не способны сгенерировать что-то выдающееся и привести компанию к процветанию. Им отведена роль некоей рабочей лошадки, выполняющей рутинные операции, неспособной к творческому мышлению, самообучению и развитию. Но оставим рассуждения об этой «биомассе» и вернемся к нашему супергерою, способному принести свет и процветание.
Легенда эта не нова, она была и в начале 20 века, о ней писал один из основоположников научной организации труда Фредерик Уинслоу Тейлор применительно к тогдашним американским корпорациям. Так на каких же допущениях основана эта легенда? Обобщим их:
Я не осуждаю тех людей, которые позиционируют себя на роли подобных суперспециалистов. У них наверняка есть семьи, да даже если и нет, это не важно, они имеют право хотеть обеспечить себе более чем достойную жизнь любым доступным способом. Более того, чтобы позиционировать себя неким гуру, способным путем легкого непринужденного размышления решить любую проблему, нужна немалая смелость и выдержка.
Теперь попробуем объяснить, что подобный подход, это все же больше легенда и зачастую, все эти потуги компаний, связаны с неспособностью создать реальную работающую команду, желанием руководителей прикрыть свою несостоятельность, назвать одной из причин своих провалов некомпетентность подчиненных. То есть:
- Да мне бы вот нанять в подчинение такого суперспециалиста и я бы уухххх….
Ну и все в таком духе. Причем подобная тактика есть на совершенно разных уровнях. Да, существуют очень хорошие специалисты в разных областях, кто-то недооценивает себя, кто-то напротив и требует несоразмерное вознаграждение и льготы (и получает их!!! но у нас рынок и это нормально). Собеседования вообще сейчас больше походят на театральную постановку или виртуозный торг на рынке. Соискатели стараются разыграть уверенность и профессионализм, блеснуть железной волей и выдающейся стрессоустойчивостью, «охотники за головами» - найти свою крупинку золота в горе песка, при этом выводя «обманщиков» на чистую воду. Если посмотреть некоторые резюме так и подмывает спросить:
-А может вы еще и с аквалангом ныряете? И в космос наверное сможете полететь? Морской узел вяжете? Первую помощь оказываете?
Но давайте чуть серьезнее рассмотрим ситуацию. Итак - специалист найден, как же дальше зачастую ведет себя работодатель? Как правило, как заказчик каких-то работ: я плачу деньги - ты даешь результат, мне все равно как, ты же фокусник - профессионал, ты же сам хвалился и кичился своими навыками.
И вот тут начинается, даже если новоиспеченный гуру фонтанирует идеями они могут:
Возможен и второй вариант, в компанию попадет «ушлый» специалист, меняющий работу каждый год, умело пускающий пыль в глаза. Я вообще хочу отвлечься и остановится вот на чем. Вся современная идеология, утверждающая что, ты, именно ты, один, исключительный, способен перевернуть весь мир создало целый пласт людей - рекламных щитов. То есть, человек сосредоточен не на саморазвитии, а на результате, как о него понимает. В итоге получается некий маркетинговый проект, продвигающий сам себя, красивый и блестящий снаружи, но полый внутри. Он, как правило, не привносит ничего нового, может выдавать чужие идеи за свои, виртуозно находит оправдание своим неудачам, либо откровенно маскирует лень. Кроме того, в ряде случаев подобный мыльный пузырь приобретает репутацию на каких-то событиях, к которым он не имеет отношение.
Приведу пример: рост рынка, рост продаж в целом по отрасли. Если в этот момент он занимает руководящую позицию, естественно результаты отдела растут. Если он при этом акцентирует внимание на своих непомерных усилиях, получается, что это его заслуга. Хотя по факту, он практически никак не влияет на ситуацию. Итог - заоблачная репутация мегапрофессионала, а по факту - вознесение на общей волне без каких-либо реальных навыков. Примеров масса, даже в истории - вспомните господина Керенского Ф.А.
Большую часть работы подобный профи строит по восточному принципу: главное отношения и прежде всего их нужно выстроить с руководством. Если ему удается попасть в среду, где подобный подход срабатывает - он на коне. Да бывает и такое. В общем легенде о суперспециалисте быть.
В заключении сразу скажу, что этот пост следует воспринимать с юмором. Мечты о сверхчеловеке были всегда, просто сейчас они приняли немного иную форму. Но свое виденье данной проблемы описывал и упомянутый выше Тейлор. Так вот он предлагал не искать фокусников на стороне, а полировать то что есть, совершенствовать те механизмы управления, наработки, методы труда, которые были в компании, самим искать резервы. А не надеяться на священного гуру, пусть даже за очень большие деньги, которые он непременно отработает.
Всем успехов, спасибо за внимание. Надеюсь, вы улыбнулись хотя бы раз, читая этот опус.
На практике от руководителей самых разных уровней не раз слышится: «Наш взгляд замылен, на нужно его освежить! Компании нужно новые идеи, обновленный подход, абсолютно эффективные решения!». При этом уже работающие в компании «олухи» давно не способны сгенерировать что-то выдающееся и привести компанию к процветанию. Им отведена роль некоей рабочей лошадки, выполняющей рутинные операции, неспособной к творческому мышлению, самообучению и развитию. Но оставим рассуждения об этой «биомассе» и вернемся к нашему супергерою, способному принести свет и процветание.
Легенда эта не нова, она была и в начале 20 века, о ней писал один из основоположников научной организации труда Фредерик Уинслоу Тейлор применительно к тогдашним американским корпорациям. Так на каких же допущениях основана эта легенда? Обобщим их:
- Где - то всегда есть некий волшебник, фокусник, обладающий уникальным опытом, он именно в этот момент безработный и готов поделиться своей благодатью со страждущей его компанией;
- Он знает себе цену, поэтому всегда должен стоить очень, просто непомерно дорого, но инвестиции в него - это как вложение в золотой рудник или нефтяную скважину, они окупятся десятки, а может быть даже сотни раз;
- У него в резюме обязательно должно быть множество курсов, если повезет, то есть степень MBA, получение которой стоит немалых денег (иногда думаю потратив на нее столько денег, зачем вообще работать на дядю, ведь на эту сумму можно небольшой бизнес организовать);
- Он обязательно может перечислить не менее 10 своих достижений, побед на предыдущих местах работы, при чем, все они, как минимум феноменальны;
- Компании ведут практически войну за таких людей и нужно быстрее «купить» его, пока другие не успели.
Я не осуждаю тех людей, которые позиционируют себя на роли подобных суперспециалистов. У них наверняка есть семьи, да даже если и нет, это не важно, они имеют право хотеть обеспечить себе более чем достойную жизнь любым доступным способом. Более того, чтобы позиционировать себя неким гуру, способным путем легкого непринужденного размышления решить любую проблему, нужна немалая смелость и выдержка.
Теперь попробуем объяснить, что подобный подход, это все же больше легенда и зачастую, все эти потуги компаний, связаны с неспособностью создать реальную работающую команду, желанием руководителей прикрыть свою несостоятельность, назвать одной из причин своих провалов некомпетентность подчиненных. То есть:
- Да мне бы вот нанять в подчинение такого суперспециалиста и я бы уухххх….
Ну и все в таком духе. Причем подобная тактика есть на совершенно разных уровнях. Да, существуют очень хорошие специалисты в разных областях, кто-то недооценивает себя, кто-то напротив и требует несоразмерное вознаграждение и льготы (и получает их!!! но у нас рынок и это нормально). Собеседования вообще сейчас больше походят на театральную постановку или виртуозный торг на рынке. Соискатели стараются разыграть уверенность и профессионализм, блеснуть железной волей и выдающейся стрессоустойчивостью, «охотники за головами» - найти свою крупинку золота в горе песка, при этом выводя «обманщиков» на чистую воду. Если посмотреть некоторые резюме так и подмывает спросить:
-А может вы еще и с аквалангом ныряете? И в космос наверное сможете полететь? Морской узел вяжете? Первую помощь оказываете?
Но давайте чуть серьезнее рассмотрим ситуацию. Итак - специалист найден, как же дальше зачастую ведет себя работодатель? Как правило, как заказчик каких-то работ: я плачу деньги - ты даешь результат, мне все равно как, ты же фокусник - профессионал, ты же сам хвалился и кичился своими навыками.
И вот тут начинается, даже если новоиспеченный гуру фонтанирует идеями они могут:
- Натолкнуться на неодобрение руководства (да ну его, фигню какую то городит);
- Сталкиваться в откровенным саботажем как других специалистов, так и целых отделов, особенно в случае, если это затрагивает какие-то их внутренние политические интересы ( вот он, пришел, ну-ну, посмотрим, чего ты сделаешь, а то "деньгу" он какую запросил непонятно на что);
- Не получить необходимого информационного обеспечения ( это не твое дело, этим занимается другой специалист, решай свой участок проблем);
- Нежелание компании в целом менять внутреннюю идеологию (ах, ка же так, ведь на совещаниях мы так хотим перемен и все тремя руками за);
- Нежелание руководителей оказывать посильную помощь или просто отсутствие четкого видения тех задач, которые они хотят поставить
- прийти, молниеносно оценить ситуацию;
- поставить себе стратегические цели;
- на голом энтузиазме сам (да именно сам, помогать ему никто не будет, он же гуру) героически их достичь;
- донести до руководства в доступной форме чего он достиг.
Возможен и второй вариант, в компанию попадет «ушлый» специалист, меняющий работу каждый год, умело пускающий пыль в глаза. Я вообще хочу отвлечься и остановится вот на чем. Вся современная идеология, утверждающая что, ты, именно ты, один, исключительный, способен перевернуть весь мир создало целый пласт людей - рекламных щитов. То есть, человек сосредоточен не на саморазвитии, а на результате, как о него понимает. В итоге получается некий маркетинговый проект, продвигающий сам себя, красивый и блестящий снаружи, но полый внутри. Он, как правило, не привносит ничего нового, может выдавать чужие идеи за свои, виртуозно находит оправдание своим неудачам, либо откровенно маскирует лень. Кроме того, в ряде случаев подобный мыльный пузырь приобретает репутацию на каких-то событиях, к которым он не имеет отношение.
Приведу пример: рост рынка, рост продаж в целом по отрасли. Если в этот момент он занимает руководящую позицию, естественно результаты отдела растут. Если он при этом акцентирует внимание на своих непомерных усилиях, получается, что это его заслуга. Хотя по факту, он практически никак не влияет на ситуацию. Итог - заоблачная репутация мегапрофессионала, а по факту - вознесение на общей волне без каких-либо реальных навыков. Примеров масса, даже в истории - вспомните господина Керенского Ф.А.
Большую часть работы подобный профи строит по восточному принципу: главное отношения и прежде всего их нужно выстроить с руководством. Если ему удается попасть в среду, где подобный подход срабатывает - он на коне. Да бывает и такое. В общем легенде о суперспециалисте быть.
В заключении сразу скажу, что этот пост следует воспринимать с юмором. Мечты о сверхчеловеке были всегда, просто сейчас они приняли немного иную форму. Но свое виденье данной проблемы описывал и упомянутый выше Тейлор. Так вот он предлагал не искать фокусников на стороне, а полировать то что есть, совершенствовать те механизмы управления, наработки, методы труда, которые были в компании, самим искать резервы. А не надеяться на священного гуру, пусть даже за очень большие деньги, которые он непременно отработает.
Всем успехов, спасибо за внимание. Надеюсь, вы улыбнулись хотя бы раз, читая этот опус.
Комментариев нет:
Отправить комментарий